Бах Ария и Прелюдия

В моей статье “О чем мы думаем слушая классику”, я приглашала вас в программу «Шедевры классики: 3D объем» на моем канале youtube. И обещала в комментариях дать “зацепки”, которые помогут вам направить полет ваших мыслей и оставаться “внутри” музыки.
Приглашаю вас исследовать Альфу классической музыки, источник, питающий композиторов и сегодня — творчество и личность Иоганна Себастьяна Баха. Не случайно его имя, в переводе с немецкого, означает ручей. «Не ручей! — Море должно быть ему имя». Так сказал о Бахе другой музыкальный гений — Бетховен… Неточности переводя рождают легенды. Так это случилось с одним из самых знаменитых произведений Баха.

В интернете вы можете найти множество треков с названием Бах “Воздух”. Поразительно, насколько музыка Баха способна выразить даже то, что совершенно не было задумано самим композитором.
Ошибка возникла при переводе слова Air. В английском языке это слово переводится как “воздух”. Но Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор, и Air — для него это не воздух, а Ария. Чтобы лучше понять, чем была “ария” для Баха, вспомним другую его знаменитую композицию. Вам наверняка знакома Ария для альта из Страстей по Матфею. Это Ария Марии Магдалины, с ее покаянием:

Tizian_MariaMagdalina

Каюсь, винюсь,
Грех мне сердце разрубил,
Пусть же капли —
Мои слезы —
Благовонием Тебе,
Иисусе верный, станут.

Мелодия Арии из сюиты для струнных инструментов не предназначена для вокализации. Голосу будет трудно повторить такой сложный рисунок. Но с этой задачей прекрасно справляются струнные инструменты. Так мы получаем Арию без слов.
О чем же мог быть текст Арии?
Вся музыка Баха проникнута мыслью о Боге. Семантика тональностей подсказывает нам, что в нашей Арии нет покаянного чувства.
D-dur (Ре-мажор) — одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяется Бахом для выражения радостного чувства.
Идеальный эталон чистого мажора в барочной музыке — Прелюдия из 1 тома Хорошо темперированного клавира.

В этой прелюдии мы слышим Начало всего: она открывает собрание сочинений, призванных доказать равенство всех тональностей на клавире.
Это равенство надо понимать гораздо шире: как отсутствие ограничений, приписываемых “слабым” тональностям. Как то, что все мы перед Богом равны. В этом смысле, ХТК — как со-сотворение мира, как отображение гармонии мира звуками. И если следовать этой логике, то первая прелюдия — это первый день Творения.

Доре Сотворение

1В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт.1:1-5)

Итак, вот те “маячки”, которые помогут направить полет вашей мысли, слушая эти композиции Баха:
Ария из сюиты для струнных инструментов №3
— это не воздух 🙂
— это Ария без слов — не для голоса, а для струнного инструмента
— она звучит в До мажоре — тональность “чистая”, “твердая”

Прелюдия До мажор из 1 тома ХТК
— образ совершенного устройства мира, отраженный в мире звуков
— образ сотворения материи из небытия
— образ начала: бытия, пути, идеи….
Гравюры Доре подпитают образы визуально, а текст из Библии завершат построение объемного восприятия. Синкретизм искусств — ключ к глубокому постижению классической музыки.
Формула: музыка + живопись + слово.

Запись опубликована в рубрике Новости, Шедевры классики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.