Орган




Этот миниатюрный инструмент -мелодическая гармоника (также известна под названиями мелодика, мелодион, пианика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта) — язычковый музыкальный инструмент. Он поможет нам на практике познакомится с самым большим музыкальным инструментом — органом. Приобрести такой инструмент в собственную коллекцию можно в магазинах музыкальных инструментов.
Позвольте представить: перед вами Король музыкальных инструментов. Он почти такой же древний и огромный как динозавр, но еще встречается в церквях и музыкальных залах. Сколько же у него клавиатур? Давайте посчитаем. Все ли мы нашли? Посмотрим на игру органиста и поищем еще.

ноты

токката и фуга ре минор ноты

Иоганн Себастьян Бах

Отыскать клавиатуру для ног помогала нам Токката Баха.
Чтобы «построить» свой собственный домашний орган нам понадобится несколько клавиатур. Если у вас есть клавиатура синтезатора и мелодики, остается добавить одну или две бумажных. Распечатайте эту клавиатуру и раскрасьте нужные нам ноты (ля и ре) в цвета предложенные на карточках с подсказками.

Чтобы подготовить немые бумажные клавиатуре к игре — разрежьте вместе с малышом клавиши между собой и подогните их к черным — у нас получатся отличный тренажер для маленьких пальчиков. Легкие бумажные клавиши шуршат и не создают диссонансов: ведь мы уже можем играть в ансамбле с органистом Токкату Баха. То есть от пассивного слушания мы переходим к активным совместным действиям: это в теории, а на практике — играем.
Внимательно следим за игрой органиста и замечаем то, что он играет не только руками на разных мануалах (клавиатура), но и НОГАМИ! Вот какого мастерства можно добиться при регулярных занятиях:

Строим ножную клавиатуру и с удовольствием тренируем координацию движений: одновременную игру и ногами и руками. Обязательно дождитесь появления проведения темы фуги на ножной клавиатуре — «соло для ног». Очень интересно наблюдать за «порханием» по разным клавиатурам в интерпретации Карла Рихтера:

Разобраться в ритмической составляющей музыкального текста нам поможет уникальная запись ритмической схемы: здесь мы можем «увидеть» длительность нот. Традиционная запись ритма условна: в ней наглядно не отражается длинноты, нам надо каждый раз расшифровывать ритмический код: закрашенная короче, чем не закрашенная нота, штили связанные вместе короче, чем штиле разделенный и т.д. Здесь же длинная нота — вытянутый четырехугольник, а короткая нота — равносторонний четырехугольник, или просто — квадрат.

Попробуем сыграть Токкату по специальным «понятным» нотам. Чтобы найти нужные клавиши на клавиатуре воспользуемся слайдами с подсказками: нота ля и нота ре С ноты ля мелодия начинает свое движение (первый длинный прямоугольник на видео — тексте) и приходит к ноте ре (второй длинный прямоугольник). Мотив повторяется три раза и наконец приходит к ножной клавиатуре — бас ре — на котором собирается аккорд по вертикали.

Еще одна интерпретации уже хорошо знакомого нам цикла: токкаты и фуги. Такая композиция была традиционна в практике музицирования 17 века. Органист, придя в церковь разыгрывался на часто импровизированной токкате и подготовив свои руки к игре а уши слушателей настроив на нужный лад (тональность) переходил ко второй части цикла — фуге.

Фуга (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Фуга

На какие же «темы» писал свои фуги И.С. Бах? Безусловно, на библейские. Вспомним одну из библейских притч из Евангелии от Луки: Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
— Лк.15:11-32

Рембрандт Харменс ван Рейн Возвращение Блудного Сына 1669 г.

«Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, притча также является частью устной и письменной еврейской традиции.В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день). » http://ru.wikipedia.org/

ШОФАР (др.-евр. ?ofar — «бараний рог») — один из древнейших музыкальных инструментов на земле.
Призыв, который мы слышим в начале Токкаты — это тот самый отчаянный крик юноши, взывающего к своему отцу. Звучит он, как и 2 тысячи лет назад, у труб, но уже органа. А тема фуги — с ее бесконечными путешествиями по разным тональностям, символизирует долгий путь скитаний и обретение дома — тоники.

Послушаем еще одну интерпретацию и поиграем в «догонялки» — будем бегать за темой фуги следуя за героем нашей притчи.

Гораздо легче отследить вступление темы следя за ней не только «ушами», но и глазами. Открываем ноты фуги, (скачать здесь), красным карандашом отмечаем вступление темы и еще раз слушаем. Ведь в мире нет двух одинаковых органов, как и нет двух одинаковых интерпретаций — все они уникальны.
А что произойдет с этой музыкой, если ее исполнят инструменты симфонического оркестра? Смотрим и слушаем переложение Токкаты и фуги для симфонического оркестра. Слушаем, каким инструментам поручено каждое проведение темы.

Задание для самых маленьких: даем в ручку «дирижерскую палочку» (например, карандаш,) и вместе с малышом копируем дирижера.
Деткам чуть старше будет интересно управлять целым оркестром. Для этого рассаживаем на «сцене» музыкантов симфонического оркестра (их могут заменить любые куколки, мишки или солдатики), и показываем вступление различным группам оркестра: струнные, деревянные духовые, медные и ударные.
Теперь мы готовы записать нашу партитуру.

Записываем темы Токкаты и Фуги на языке геометрии. В Токкате – прорисовываем фронтон здания (прообраз – здание Эрмитажа), в фуги – внутренние галереи (прообраз – лоджии Рафаэля в Эрмитаже).
Попробуем «увидеть» в схеме архитектурное строение. Записываем линиями направление движения мелодии Токкаты. Отметим в опорных точках двойные колонны и фронтон фасада Эрмитажа.

Теперь, когда весь строительный материал темы под руками, можно построить фасад нашего Эрмитажа из кубиков по «чертежу» конструкции темы.

Разделив скрытое двухголосие темы фуги на две строки у нас проявятся арки лоджий Рафаэля.

Записываем партитуру голосов фуги: 4 строки – 4 голоса. Вступление каждой темы отмечаем буквой названия тональности, в которой проводится тема. По выделенным вступлениям темы фуги составляем схему: каждый голос на отдельной строке. (приложение к блоку №1)

Читать по схеме удобнее чем по партитуре, а играть по прописям удобнее чем по нотам. Я разработала специальные детские цветные прописи, которые позволяют быстро освоить игру по нотам.
Для нашего урока понадобится раскрасить только две ноты: ре и ля как на образце.


Прописи для раскрашивания:

Прописи темы фуги:

Для более старших учеников предлагаю записать темы в нотном редакторе – например, «Сибелиус».

1 комментарий: Орган

  1. Уведомление: Журнал | Музыкальные ступеньки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *