Архитектура — это застывшая музыка
Из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854).
Схожая мысль есть и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка». Видимо она и послужила толчком к рождению афоризма Шеллинга, ставшего крылатой фразой.
Какие законы построения архитектурных сооружений совпадают с законами построения музыкальных произведений? Зная такие закономерности можно наглядно (в буквальном смысле этого слова), объяснить, даже ребенку, музыкальную форму.
Дети обожают рисовать дома. По сути — это проект здания, и то найдется ли в нем место для окон и дверей — показатель (для специалиста — психолога) «выстроенности» внутренней жизни ребенка. Как же перевести музыкальную форму на язык чертежей, или наоборот?
Начнем с малого, с «постройки» домика на клавиатуре. Закладываем фундамент — бас аккорда, и начинаем возводить здание по вертикали — строим аккорд. Классический стиль — это терцовое строение аккордов, ну а если ребенку ближе модерн, почему бы не включить в состав аккорда секунду или кварту? Современная музыка невозможна без таких. созвучий. В процессе освоения нотной грамоты и элементарной теории музыки мы строим целый город таких домов, причем «под заказчиков». Домики для «Трех поросят» — все разные по «износостойкости». Домик «Красной Шапочки» и ее бабушки — находятся в разных частях леса — клавиатуры. Ну а самые простейшие домики, для всех обитателей нашего клавиатурного леса — мы строим из цветного картона погружая стены точно между двумя белыми клавишами. Это могут быть си и до, или ми и фа — наша цель — ориентироваться на местности клавиатуры и быстро находить удобную строительную площадку.
Ну а в «больших формах»? И здесь мы находим соответствия.
Разбирая Токкату у фугу И.С.Баха ре минор, мы «простраиваем» текст темы по аналогии с барочной архитектурой. На пюпитре стоят не только ноты с текстом Токкаты (самописные, выполненные в пропорционально возрасту «масштабированием» ), но и фотография здания Эрмитажа работы архитектора Растрелли. Да, это уже «русское барокко», но для нас важны не тонкости стиля, а количество колонн поддерживающих портик. И оно должно точно совпадать с количеством опор, поддерживающих каркас темы. Проводя подобные аналогии мы устанавливаем не только ассоциативные связи. Если начать такую работу в раннем возрасте, опустив все сложности практического построения, оставив только музыку и архитектуру, мы можем завязать более глубокие связи, которые обеспечат синестетическое восприятие искусств.