Гармонь


Гармонист — душа народа

Трудно представить народный праздник без гармони. На гармони, как и на родственных инструментах баяне или аккордеоне, левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд.

Русская гармонь

Истоки музыкальной гармонии — в народной музыки. С этим утверждением трудно не согласиться. Но вот парадокс, мелодику народной песни советская музыковедческая традиция связывала со средневековыми ладами и применяла к ним названия, идущие еще из Древней Греции. В своей статье
«Недоразумение, становящееся традицией», Т. С. Бершадская развеяла этот миф. (читать статью полностью на сайте Санкт — Петербургского центра современной академической музыки
Для нас важно другое: гармония в народной музыки есть и найти ее не сложно.
Вот например, всеми любимая русская народная песня «Калинка»


Обратимся к песне Калинка которую мы изучали на страничке «Балалайка»
Калинка
текст песни взят с сайта Ноты — детям
Если посмотреть партию левой руки — гармонию — то там все просто: всего два баса и два аккорда.
Для начала найдем эти басы: си и ми. Вот подсказки на слайдах:
А теперь нам надо «подстроить» к нашему басу — основному тону — две терции. (Помните разговор кукушек на страничке с Клавесином? Если подзабыли — советую вернуться — они пропоют как раз нужную нам терцию — ми — соль). Если первую терцию мы нашли, достроить вторую будет не сложно: еще раз «через нотку — через пальчик». Ну вот наш первый аккорд построен! (слайд с аккордом ми-соль-си скачать
Аккорды ми и си_001 ). Теперь по тому же принципу строем аккорд от си. Здесь нам придется немного сложнее, потому что в нашей постройке — аккорде — нужно «открыть сразу два окна». Это значит что те терции, которые мы построим на белых клавишах, нужно «расширить», «приподнять» до черных. (Попрактиковаться в этом трудном деле можно вместе с героями сказки «Три поросенка» на страничке в разделе «Музыкальные сказки»). Ну вот и готова наша вторая постройка — аккорд си — ре диез — фа диез скачать Аккорды ми и си_002 Теперь мы готовы аккомпанировать своей песне, осталось только понять ритмическую структуру смены гармонии. В этом вам поможет, прежде всего, ваш музыкальный слух. Попытайтесь услышать, в какие моменты мелодия, как магнит, притягивается к своему центру притяжения? Мелодия сама даст нам подсказку: каждый раз, возвращаясь к ноте ми, мы и встречаемся с поддерживающей эту ноту аккордом ми-соль-си. В остальное время гармонию создает второй аккорд — си — ре диез — фа диез. Строго говоря, эта два аккорда легко укладываются в мажоро-минорную систему, где они заняли бы законное место Тоники и Доминанты. Но мы, чтобы не противоречить уже открывшемуся «недоразумению», не будем нарушать новую традицию. (вновь отсылаю к статье Т.С. Бершадской, а тем кто всерьез заинтересовался Гармонией как предметом музыкальной теории, рекомендую вот эту книгу:)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *