Видео инструкция поможет даже не имеющему музыкального образования родителю провести игровой урок музыки с ребенком 3+. Цели каждого задания подробно разобраны во второй части видео инструкции: ребенок познакомиться с нотами в записи и на клавиатуре и научиться записывать свои мини — сочинения. Все задания даны в игровой форме.
Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
На этой сказке можно с удовольствием выучить имена нот — ведь и ноток у нас ровно семь. Так что с именами козлят все ясно — Козленочек До, Козленочек Ре, Козленочек Ми и т.д. У каждого есть свой стульчик, кроватка, тарелочка, платочек соответствующего его нотке цвету.
Найти свое место на клавиатуре помогут наши карточки с подсказками: распечатайте карточки, и у каждого козленочка будет собственная визитная карточка.
Двигаясь по сюжету сказки мы успеваем много раз всех позвать — назвать по именам — ноткам и найти их нотки на клавиатуре.
Начинаем сказку с того, как мама — коза зовет всех своих козляточек и они садятся каждый на свой стульчик. Отзываются они по именам — ноткам, а стульчики мы лепим из пластилина: скатаем шарик соответствующего цвета и прилепляем на строчки крупного нотного стана.
Проведем перекличку. Для каждой реплики наклеим стикеры на клавиатуру.
Мама — Коза спрашивает на нотке до:
— Где мой Козленочек До?
Козленочек отвечает со своей нотке:
— Я здесь!
Можно усложнить игру: пусть мама ищет своего Козленочка с закрытыми глазами — только на слух. Накрываем клавиатуру платком и играем в прятки.
Прятаться могут Козлятки от мамы — пусть мама угадает чей это голос. Здесь мы развиваем слух.
— Мама, кто же я?
А можно поиграть в другую игру: пусть мама найдет своего Козленочка на ощупь. Накрываем клавиатуру платком и ищем Козленочка в домике, ориентируясь по черным клавишам. Так мы развиваем тактильные ощущения. Проще всего найти Козленочка ре — с него и начнем.
Когда все козляточки в сборе на своих местах, Мама — Коза разучивает с ними свою «песенку — позывной». Мама поет на своей нотке (выбираем по цвету ее платочка, например) или сразу «своим» интервалом. У нашей Козы это чистая квинта (ч5) — совершенный консонанс.
Козляточки отвечают маме хором выстроившись по терциям. Если рисовать по цветным линейкам — то у каждого козленочка будет линейка своего цвета — так очень легко находить козленочку свою линейку на нотном стане. Очень удобно и быстро не рисовать, а выкладывать готовые цветные кружочки — нотки на крупном нотном стане с цветными линейками.
Послушаем как каждый козленочек повторяет песенку на своей нотке.
Если кто-нибудь не запомнил ( а таких много :)), то для них мама оставляет записку.
Записываем песенку палочками: короткие слоги — короткие палочки, длинные = длинные палочки.
Эта запись тренирует сразу несколько навыков. Во-первых, мы учимся писать ровные палочки — азы любых прописей, (очень пригодится в начальной школе). Во-вторых формируем стереотип чтения записи с лева направо — что пригодиться в чтении не только нот, но и любого текста: из букв, цифр и т.д. В третьих, мы учимся записывать диктант — опять же, умение не пропускать буквы буквенном диктанте дается не просто, а здесь все внимание именно на каждый слог. Этот навык пригодится и при списывании текста, в котором дети делают очень много пропусков.
Для самых маленьких будет удобнее выкладывать ритм карточками. Распечатываем и вырезаем карточки с четвертями -лисичками и восьмушками — зайчиками. Выкладываем на столе песенку и читаем с помощью одного из козленков. Ритмические карточки целые
Чтобы наш текст можно было прочитать каждому козленочку мы записываем его на цветных линейках цветными нотками. Для этого достаточно к записи ритма пририсовать или прилепить шарики из пластилина. Рисуем цветные линейки и записываем нашу первую песенку.
Ну а когда весь пластилин закончился, берем цветные ручки, и раскрашиваем по прописям настоящие цветные ноты! Образец прописей для раскраски:
Но эта песенка не просто скучный учебный материал на одной нотке, а необходимая часть игры. Ведь Мама- Коза уходит за молочком, а к козляточкам приходит Волк.
Новый персонаж появляется из темного леса (из нижней части клавиатуры) и передвигается исключительно по черным клавишам — такой у него мрачный образ. Приблизившись к домику козлят (а домик у них закрыт: для этого между белыми клавишами мы вставляем картон и накрываем им всю октаву — домик козлят) волк стучится в дверь на черной клавише. Исполнив песенку — позывной своим низким голосом на черной клавише мы ждем ответа от козлят. И снова появляется возможность повторить все нотки: каждый из козляточек, на своей нотке, отвечает: «Нет, ты не наша мама!» Если роль Волка играет более опытный исполнитель, то песенка может звучать не на одной, а на двух черных нотках: интервал Волка м6.
Волку приходится отступить, спустившись в темный лес по черным клавишам, он встречает медведя (в большой октаве) и просит помочь с изменением тембра голоса…
Партия Медведя может быть озвучена в соответствии с его интервальной природой: самый крупный зверь леса шагает и поет самым большим интервалом в октаве: септимой. Исполнив свой романс с выразительной интонацией септимы, медведь слушает жалобу Волка. Интонация волка — м6 — самый романсовый интервал — смягчает сердце Медведя, и он помогает хитрому Волку.
Предлагаю озвучить характеры зверей мелодиями из сокровищницы мировой классической музыки. В сказке Теремок Волк исполнял у нас романс Глинки «Не искушай», а медведь пел романс из кинофильма «Дни Турбиных». Можно оставить знакомый репертуар, а если он уже не вдохновляет, то не трудно найти другие романсы с выразительной интонацией м6 и м7.
Для Волка мы выбрали старинный городской романс Н. Харито «Отцвели хризантемы» (м6)
Ноты
Для Медведя подойдет романс П.И. Чайковского «Нет только тот кто знал» – (м7 вниз)
Ноты
Перебежав в другую часть клавиатуру, Волк исполняет песенку высоким голосом, и обманутые козлята открывают дверь своего домика. (Перед этим каждый из них реагирует согласием, опять вспомнив и свое имя и свою нотку).
Если у вас есть набор с ручными куклами, то поедание козлят будет очень эффектно. Вбежав в домик, наделав много шума — клястеров, волк проглатывает козлят ( а вы прячете их в живот игрушки). Не забываем спрятать одного козленочка в доме, а сытого волка, медленными шагами ( как минимум половинками) отводим домой в лес.
Возвращение Мамы- Козы, ее диалог с оставшимся козленочком, можно озвучить печалью Половецких девушек: Мама- коза исполняет свою партию с выразительной интонацией ч5- хор «Улетай» или романсом Чайковского. В романсе «Я ли в поле да не травушка была — мелодия звучит в диапазоне ч5, а характер романса передает тоску по утраченному в стилистике русских народных песен.
Отправляем маму козу в темный лес, к домику волка. Обнаруживаем его спящего с набитым брюхом, освобождаем козлят и убегаем с ними вверх по белым клавишам в свой домик.
Счастливый конец сказки можно озвучить любимой козлятами плясовой, например «Камаринской», мелодия которой строится на секвеции терцового звена. Таким образом у нас появляется еще один интервал — терция.
Подведем итоги: с какими элементами нотной грамоты мы познакомились и поиграли.
Название 7 нот
Нахождение нот на клавиатуре
Запись нот на нотном стане
Интервалы: м7, м6, ч5, м и б3.
Регистры на клавиатуре
Звукоряды по черным и белым клавишам