Цвето-тональный план Детского альбома Чайковского

Порядок расположения пьес в Детском альбоме Чайковского имеет необычную историю. Складывается впечатление, что композитор испугался собственного замысла. Уже в пером издании изменен порядок пьес в сравнении с автографом. Изменения коснулись пьес философского характера. В цикле написанном для детей, затрагиваются темы, присущие взрослому миру. История «Куклы» может быть решена и как трагедия — с гибелью главного героя, а может иметь счастливый финал. Но покупка новой куклы взамен погибшей — счастливый финал с весьма сомнительным воспитательным эффектом. Эта тема затрагивается в книге С.А. Айзенштадта «Детский альбом П.И. Чайковского».

«Поразительно велико различие в восприятии этого микроцикла в традиционной последовательности и в последовательности автографа. Кажется, что с давно известных образов снимается оболочка, приоткрывается сокровенное… В варианте автографа исключительно ярко ощущение эфемерности, эфемерности, невесомой хрупкости проносящихся вальсовых мотивов «Новой куклы» (существенно, что эта пьеса — самая короткая по продолжительности в «Детском альбоме» ). Гораздо яснее выступает возвышенная печаль элегии, скромно названной «Болезнь куклы». Точку ставит не радостная пьеса (что в варианте публикации как бы говорит о несерьезности, преходящем характере детских горестей), а мрачный траурный марш.

Тональные связи цикла — сильный инструмент расшифровки скрытых смыслов заложенных композитором. Но маленьких детей достаточно сложно заинтересовать теоретическими знаниями. Содержание цикла эффективнее донести не переводя на вербальный язык. Детям ближе язык эмоции и образов.
Мостом, соединяющим мир музыкальных образов и мир детских эмоций может стать цвет. Цвето-тональные соответствия предложенные Элькиным, не могут быть однозначно применимы к любому музыкальному стилю. Но творчество Чайковского вполне адекватно соотносится с предложенной схемой.
Я предлагаю на своих уроках разыгрывать свою «Истории игрушки», выстраивая сюжетные повороты в согласовании с цветовыми «кодом».

Племянник П.И. Чайковского В.Л.Давыдов

Последовательность пьес в нашей истории предполагает музыкально терапевтический эффект. Используя инструменты сказкотерапии мы проживаем день наполненный играми и впечатлениями ребенка из дворянской семьи.

Первый микроцикл — 4 пьесы в ярких красках зеленого и желтого цветов. Соотношение тональностей тонико-доминантовое: Соль- мажор (Тоника) и Ре -мажор (Доминанта). Утренняя молитва и мама — тот духовный и душевный мир, интонации которого воспитывают любовь к родителям: и небесным и земным. Общая цвето-тональность Соль-мажор (зеленый) помогает услышать единство этих пьес.
Вторые две пьесы первого микроцикла «Игра в лошадки» и Марш деревянных солдатиков» контрастны по отношению к первым двум. Их объединяет общая моторика и цвето-тональность. В нашей истории на ретивых лошадках гарцуют деревянные солдатики — так устанавливается связь между пьесами написанными в одной тональности.

Прорыв в новую тональную сферу — к новым ярким тональным краскам — совершается в пьесе «Вальс». В ней представлен новый нежный образ героини нашего рассказа. Кружась в вихрях вальса в нашем герое пробуждаются романтическое чувство — неслучайно композиторы — романтика так любили бемольные тональности для выражения романтической мечты об идеальной любви. В тональности Чайковского еще только 3 бемоля — и его чувства не эфемерны как в ре-бемоль мажоре Шопена с 5 знаками. Потому и цвет тональности яркий и открытый — если красный ставят на первое место — это знак активной жизненной позиции.

Утренняя молитва Соль-мажор Зеленый
Игра в лошадки Ре-мажор Желтый
Мама Соль-мажор Зеленый
Марш деревянных солдатиков Ре-мажор Желтый
Вальс Ми бемоль — мажор Красный

Второй микроцикл уводит нас в сферу контрастов — как в образном, так и цветовом плане. Бемольные тональности пьес «Вальс» и «Новая кукла» — связанных тонико-доминантовым соотношением — соответствуют красному цвету по таблице Элькина. Вальс служит мостом соединяющим два микро — цикла. В нашей версии «истории игрушек» здесь происходит драматическая завязка сюжета. Деревянный солдатик, покружившись в вальсе с куклой, вскоре знакомится с «новой» куклой.
Болезнь «новой» куклы открывает драматические страницы нашей истории — минорная тональность и темные краски черного цвета. Тень пережитой драмы ложится на следующий танец — Мазурку — написанную в ре- миноре (коричневый цвет). Я намеренно пропускаю трагическую пьесу «Похороны куклы» оберегая нежный возраст моих слушателей.

Новая кукла Си бемоль-мажор Красный
Болезнь куклы Соль минор Черный
Мазурка Ре-минор Коричневый

Чтобы отвлечься от тяжелых переживаний наш герой «идет в народ», пытается погрузиться в народное веселье, народные музыку и танцы. Такой же выход Чайковский ищет и в своих симфонических полотнах: вспомним 4 симфонию с финальной темой написанной в форме вариаций на русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Следующий микроцикл 3 русские темы: «Русская песня» , «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». Цвето-тональные соответствия передают ощущение яркой энергии народной жизни:

Русская песня Фа-мажор Зеленый
Мужик на гармонике играет Си бемоль-мажор Красный
Камаринская Ре-мажор Желтый

Если представить, что наш герой решил исцелять себя музыкой и выбрал эту музыку, то расшифровав соответствующие цвета по «Ключевым программам цветовыбора» мы получим:

Зеленый Преодолеть
Красный Активен
Желтый Ищет новое

Ищет новое — и находит в путешествиях по разным странам. Следующий микроцикл посвящен песням и танцам разных стран.

Большое путешествие в юные годы в 19 веке считалось хорошим источником знаний: не только в качестве «сбора информации»,  а скорее как путь обретения философии жизни и познания себя. Наш герой начал свое путешествие с провинции Богемия, где зародился танец «Полька». Танец окрашен воспоминаниями о «Новой кукле», той, которой мы ее помним в ее прекрасном образе — обе пьесы написаны в одной цвето-тональности: си бемоль мажор — красный. Остальные пьесы этого микроцикла тоже овеяны воспоминаниями: все используемые тональности уже встречались и связаны с прошлым нашего героя:

Полька Си бемоль — мажор Красный Новая кукла
Итальянская песенка Ре-мажор Желтый Игра в лошадки, Марш
Старинная французская песенка Соль минор Черный Болезнь куклы
Немецкая песенка Ми бемоль — мажор Красный Вальс
Неаполитанская песенка Ми-бемоль — мажор Красный Вальс

«Нянина сказка» рассказанная на ночь возвращает нас на родину, в мир русских образов и интонаций.

Следующий микроцикл выстраивает в ряд образы русской культуры. Сказки о Бабе-яге по прежнему передаются из уст в уста, формируя защитные механизмы детской психики. Формируя таким образом, языком сказки, представление о мире, ребенок учился не бояться и доверять этому миру. Поэтому и «Сладкая греза» написана в тональности «Няниной сказки» — до-мажор.

Нянина сказка До — мажор Зеленый
Баба-яга Ми — минор Коричневый
Сладкая греза До — мажор Зеленый
Песня жаворонка Соль-мажор Зеленый
В церкви Ми-минор Коричневый
Шарманщик поет Соль -мажор Зеленый

Последние две пьесы менялись местами. Порядок этих пьес особенно важен, так как определяет финальную пьесу. В публикации финальной оказывается пьеса «В церкви» написанная в ми-миноре. Темный коричневый цвет напоминает нам о пережитых утратах и страхах, через которые прошел наш герой. В ми — миноре была написана «Мазурка» на которой лежала тень о только что пережитой «Болезни куклы». И пьеса «Баба-яга» тоже звучала в ми-миноре. Создается впечатление, что герой так и остался в кругу своих тяжелых переживаний, не найдя выхода из него.

Шарманщик

А вот светлая тональность Соль — мажор пьесы «Шарманщик поет», которая стоит финальной в автографе композитора, дает нам надежду на счастливое будущее. Сложный образ бедного уличного музыканта, представлен Чайковским увиденным детскими глазами. Детям неведомы тяготы жизни бродячего музыканта. Есть ли в песне Шарманщика из Детского альбома те интонации, которые слышны Цветаевой в ее стихотворении «Шарманка весной»?

Не осилить тоске леденца!
О великая жизни приманка!
На дворе без надежд, без конца
Заунывно играет шарманка.
ШАРМАНКА ВЕСНОЙ
Марина Цветаева

Это во многом зависит от интерпретации исполнителя. Одну и ту же интонацию исполнитель может трактовать по разному. И если в ниспадающих секундах мы слышим вздохи, но все-таки эта печаль не безысходная. Напротив, она наполнена светом мажорной тональности, которая открыла нам весь цикл распахнув окно и обратив взгляд к небу в «Утренней молитве».
Бесконечно повторяющееся мелодия напоминает нам о круге самой жизни и о ее весне — детстве.
В этой тональности только что пел нам «Жаворонок», символ чистоты и весеннего возрождения. Приведу польскую легенду об этой удивительной птичке:

Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

http://wiki.simbolarium.ru/index.php/%D0%96%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA

В этой же тональности — Соль мажор — написаны две пьесы духовного и душевного круга образов: «Утренняя молитва и «Мама». К этим образам отсылает нас наша тонально-цветовая память, напоминая о том стержне, на котором строилось воспитание личности в дворянских семьях.

18.11.2011г.

© Мария Студеновская, 2010-2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Запись опубликована в рубрике Детский альбом Чайковского, Музыкальная терапия, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.