Музыкальная сказка «Колобок» прекрасный материал не только для изучения музыкальной грамоты, но и тренировки памяти и внимания. Не стоит забывать и о пользе сказкотерапии. Сказкотерапия — наиболее эффективный метод воздействия на ребенка. Разыгрывая сказку за инструментом, я всегда оставляю пространство для новой интерпретации финала: каждый раз начиная игру я не уверенна в том, что лиса окажется хитрее моего ученика. Ну все по порядку. Для начала нам нужно построить домик, на окошке которого и будет «остывать» наш герой. Начнем строить от печки — с нотки Соль. Строим по принципу «через нотку — через пальчик» — и получаем три терции. Соль — фундамент; си -дверь; ре — окошко; фа — крыша. Получаем Доминантсептаккорд (пока слово типа Тарарабумбия, но детей это не пугает) и разрешаем его в тоническую терцию — ми- до-до-до — вот и покатился наш колобок по дорожке.
Колобок желтенький — и нотка Ми у нас желтого цвета: посмотрим на нее на нашей карточке с подсказками: Ми
Встречаясь с обитателями леса колобок каждый раз откупается умением ХОРОШО петь песенку. Роль колобка — исполняет ученик. Мелодия — не принципиальна, слова известны. Для нас сейчас главное уловить ритмическую формулу.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, … и от тебя Зайчик (Волк, Медведь, Лиса) , уйду!
В ритмозаписи это выглядит так:
П П П I, П П П I, …
Учимся записывать ритм палочками. Озвучивать ритм можно любым придуманным способом: хлопки в ладоши, по крышке инструмента и т. д. Хлопаем в ладоши и поем песенку колобка при каждой новой встрече. Каждый новый персонаж получат свою характеристику: тембр голоса и характер движения находим в подходящем регистре.
Зайчик припрыгает из второй октавы, Волк придет из малой, а Медведь притопает к нам из большой октавы.
Оцениваем рост по интервальной шкале: от небольшого зайчика — терция (б3), для лисички — квинта (ч5), для волка — секста(м6), а для медведя спетима (б7). Ну и наконец самый интригующий момент — встреча с лисой. Каждый раз он решается по разному: можно предложить изменить традиционный трагичный финал на счастливый — колобок может убежать не допев свою песенку. Будет просто замечательно, если колобку захочется вернуться в дом к бабушке и дедушке: во-первых формирование положительной модели «возвращения блудного сына», ну и во-вторых прекрасный повод закрепить пройденный материал — мы можем еще раз «построить» домик — Доминантсептаккорд.
Играем в сказку по карточкам.
Сказку можно повторить и в другой тональности. Например, в До мажоре. На карточках есть интервалы соответствующее героям сказки. С другой стороны наклейте иллюстрацию из сказки. Карточки для распечатки вы можете скачать здесь колобок иллюстрации.png набор для колобка с интервалами по росту.png Для начала распечатайте на одном листе, а когда интервалы будут узнаваться — предложите игру по принципу лото. Для игры распечатайте карточки на два листа, разрежьте на 6 частей и предложите найти соответствия картинки и интервала. Следующая игра на определение интервалов на слух: для этого инсценируем сказку в пространстве комнаты. Находим для каждого зверя «пенечек», играем сказку, а колобок бежит к тому зверю, чей интервал он слышит. Путаем колобка, сбивая его с привычного пути — то есть меняем привычный порядок появления героев.
Подробнее познакомиться с заданиями по этой сказке и провести урок для ребенка 2-3 лет можно по презентации:
Уведомление: | Музыкальные ступеньки
I can’t beviele I’ve been going for years without knowing that.