Методика

Методика раннего музыкального развития студии Музыкальные ступеньки

Программа «Логонотки»

На этой странице я публикую мою новую программу «Логонотки». Программа нацелена не только на музыкальное развитие. Здесь музыка выступает инструментом в гармоничном естественном развитии ребенка с акцентом на богатую речь. Сегодня ко мне очень часто обращаются мамочки, которых на «музыку» отправил логопед. Действительно, даже классические занятия музыкой способны продвинуть ребенка в работе над речью. В моей программе игровое начало является ключевым фактором: в игре ребенок познает мир, а музыка — это очень эффективный инструмент исследования.
Музыкальное развитие детей имеет очень глубокие корни и традиции. С маминой колыбельной, потешки начинается контакт ребенка с миром. Детки свои первые звуки произносят на распев — гуление — это тоже форма пения, наипростейший, “первобытный” язык. Не случайно в дворянском быте музыкальное образование было обязательной частью, не только для девочек. Писатели, художники, дипломаты и юристы — все они в детские годы слушали мамины ноктюрны и сами разучивали нетрудную классику. Классическая музыка — это прививка, которая дает крепкий иммунитет от современных музыкальных “вирусов”. Воспитательный и терапевтический эффект музыки известен с древних цивилизаций и научно подтвержден современными исследованиями.

Программа Логонотки

На что направлена наша программа:
развитие слуха : не только музыкального, но и внимательность к звукам речи, природы, шумов…
упражнения на дыхание (посредством логоритмических занятий развивается правильное дыхание, его длительность и сила);
развитие чувство ритма:
запуск речи (в занятиях тесно переплетены упражнения на выработку четкости произношения и звукопостановку);
тренировка на концентрацию внимания и коррекция поведения;
Развиваем воображение: мы сочиняем, мечтаем, фантазируем, ставим театральные этюды
Приучаем к ответственности и самостоятельности (каждому ребенку уделяется должное внимание направленное на повышение самооценки, развитие чувства ответственности);
Помогаем преодолеть стеснительность: дети приобретают уверенность в себе благодаря ощущению успешности
Общее физическое развитие, мелкая моторика (упражнения с различными музыкальными инструментами направлены на поддержание физического и моторного развития ребенка).
1. Позвучать

Упражнения на дыхание
Упражнения для голоса
Игра звуко-звери
Сегодня множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Дыхательные упражнения

насос — накачать огромное колесо
вертолет — взлететь и приземлиться
нюхаем цветок — быстро вдыхаем и медленно выдыхаем
воздушный шарик — руками держим и лопаем
дышим как собачка- быстро с высунутым языком
цокаем как лошадка
Дыхание цветов: для выполнения этого упражнения представьте, что вы нюхаете душистый и ароматный цветок, вдохните через нос и выдохните через рот, снимая напряжение
Дыхание пчёл: нужно удобно сесть или лечь и закрыть глаза. Дышите носом и закройте уши. С помощью звука «ммм» заставьте вибрировать ваши голосовые связки. Этот звук внутри нашего тела очень успокаивает
Дыхание кролика: сделайте три коротких и быстрых вдоха и затем медленно выдохните. с помощью нюха должны найти себе еду.

Дыхательные упражнения могут помочь нам расслабиться, контролировать чувство тревожности, снять стресс, улучшить качество сна … … Они также полезны для концентрации внимания и помогают успокоиться. Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком и /или для себя:) Этими же техниками пользуются актеры, работая над сценической речью. Умение владеть своим голосом полезно не только в сценических профессиях: говорить не громко, но быть услышанным необходимо каждому.

Распевка Звуковое дерево.
Выращиваем дерево и наполняем его соком звука от корней до листьев
опускаем звук в землю и подымаем до неба
помещаем звуковой шар в живот — ощущаем тепло
перетаскиваем до груди — чувствуем вибрацию через руку
проверяем друг у друга вибрацию в спине
поднимаем до головы — вибрация в области лба
пропускаем звук через руки — ощущения в пальцах — сжимаем в кулак
пропускаем звук через ноки — ощущения в пятках — топаем

Особенно хорошо идет в маленькой группе — можно представлять целую полянку 
Еще одно упражнение, которое мы делаем на уроке, работая над голосом. Побочные эффекты, которые дает такого рода упражнения:
Провоцирует скачкообразное развитие особенного ребенка
Устраняет дефекты речи
Способствует социальной адаптации
Помогает концентрировать внимание
Уменьшает капризность и агрессию
Нормализует сон
Пробуждает творческие задатки
Повышает стрессоустойчивость
Способствует обретению речевых навыков
Улучшается мелкая и крупная моторика

Звуко- звери:

у -у = сова — машем крыльями
му-му — корова — на четвереньках
хрю = поросенок — в луже
мяу = кошечка — лижет лапку
гав = собачка — дышит с языком
бе = козочка — жует траву
жжж — бжж = пчелка — летаем
пи-пи = мышка — бегает маленькими шажочками
ууу = волк — воет на луну
кря — кря — ходим уточками
для более старшего возраста — более редкие звери

Игры со звуко-зверями
угадай зверя по голосу
угадай с закрытыми глазами На первом этапе загадывает педагог, для детей постарше — ученики.

Эта игра может быть прекрасным продолжением волшебной полянки и уже дает связку — переход к следующему разделу программы
Звукоподражания являются чаще всего первыми словами в речи маленьких детей. Звукоподражание это условное повторение звуков природы, например, криков птиц и животных. Первые слова, которые произносит ребенок, также носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены.
Звукоподражательные упражнения с детьми 2-4 лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. Здесь активизируются зеркальные нейроны, благодаря которым дети усваиваются не только нашу речь, но и стиль поведения. И самое главное — доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.

2 СКАЗКА
короткие реплики героев сказок
действия героев
театрализованные сценки
РНС
Колобок
Репка
7 козлят
3 медведя

Авторские
Пушкин
Андерсен
Т.Янсон
А. Линдгрен
Циферов
Волков

Это сердца урока! Через героев сказки мы делаем все подводки к заданиям и даже выбираем дыхательные упражнения тоже так, чтобы завязать со сказкой. Например: Если мы знаем, что в сказке будет птички — то и среди звуко — зверей нам встретятся пернатые и символ инструмента тоже будет из этой компании. Таким образом мы даем возможность погрузиться более глубоко в тему урока. Большое количество разных заданий не будет пестрым ковром — а будет складываться в мозаичный рисунок, и тем самым приучать малышей дольше концентрировать внимание на одной теме.
Например, в качестве сказки для 2хлеток будет достаточно взять потешку. Это может быть Сорока — ворона кашу варила, Тили — бом, тили бом, загорелся кошкин дом, Идет коза рогатая. Чем они хороши: 1. короткий сюжет 2. четкий ритм 3. много «легких» односложных слов 4. текст хорошо ложиться на движения 5. форма игры. Варианты: для сороки — варить кашу на ладошке, Тили — бом — звоним в колокольчик или стучим ритм на ударных — тушим пожар. Идет коза рогатая — бодаемся.
Для более старших деток это могут быть любые авторские сказки. У меня разработаны уроки по Сказкам Пушкина, Муми — Тролям Туве Янсон, Пеппи длинный чулок Астрид Линдгрен… Ваши любимые истории можно легко переложить под урок и создать игровое пространство, так необходимое для творчества. Реплики героев отличный материал для работы над ритмом для самых маленьких и для сочинительства для более старших. Если это группа — то исполняем на шумовом оркестре, если индивидуальный урок — то записываем в альбом. Для 2-3 лет достаточно записать ритм, для 4-6 мелодию на 2-3 нотках, для 6+можно подобрать знакомую мелодию из мультфильма по любимой сказке.
3 Ритм
Игры героев сказок:
Догонялки
Прятки
двигаемся в разных темпах
двигаемся в разных характерах

Соревнования героев сказок
Черепаха — целая
Мишка — половинка
Волк — четверг с точкой
Лиса — четверть
Заяц — восьмая
Мышка — шестнадцатая

Очень важная работа именно для детей требующих поддержку в развитии речи. Ритм стиха — основной инструмент логопеда. У нас есть возможность раскрывать ритмическую основу речи не только в структуре слова, но и в структуре мелодии. Даже если малыш еще совсем не говорит или ему трудно говорить — он может петь! Для пения достаточно уметь произнести один звук, и мы уже можем начать движение на пути развития речи. даже один звук дает для развития голоса прекрасные возможности , а начав петь ребенок гораздо быстрее учится управлять своим голосом в целом: он радуется его возможностям и готов к экспериментам. Именно с этой целью мы играем в Звуко-звери и делаем распевку Звуковое дерево. На этом этапе мы раскрываем ритмическую природу слова и музыки через стихи и ритмическую музыку. Отлично подходят не только потешки, но и считалки и даже скороговорки. Очень важно вплетать тексты в «сюжет» урока, чтобы сохранять атмосферу сказочности и волшебства.
Например, если на вашем уроке главный герой Лев (он встретиться нам в связи с Роялем), то пусть он и ищет себе еду «вынюхивая» все вокруг своим носом и делает это с львиной силой. Можно вспомнить историю Трусливого Льва из Волшебника Изумрудного города и отправить нашего Льва на маковое поле, где он сладко заснет от аромата маков которые он тщательно обнюхал. А на засыпание можно взять упражнение со звуком М с закрытыми глазами лежа на спине- пусть Лев наполнится звуками пролетающих рядом пчел и они его убаюкают…
К этой истории можно подвязать песенку Львенка «Я на солнышке лежу» -подводка уже есть, а сюжет самой песенки дает нам отличный материал для игра с ритмом. Можно предложить детям выбрать для себя роль: кто хочет быть Черепашкой? а кто хочет быть Львом? И предложить подвигаться в их темпе — через шаги дать почувствовать разницу между целыми нотами (Черепаха) и половинками — Лев. а если это маленький Львенок — он будет двигаться быстрее — восьмушками, например. Ритмические шаги можно повторить на любой перкуссии — ладошки — лапы. Если это индивидуальный урок — то можно перейти на клавиатуру и устроить соревнования прямо на клавишах: такая игра пользуется огромным успехом, особенно, если вы будите выбирать роль Черепашки 

4 Инструмент
Попадаем в гости к инструментам
Портрет
Образ
Поделка
Игра в ансамбле
Характерные движения под музыку

Знакомство со всем разнообразием музыкальных инструментов поможет ребенку найти “свой”, понять свои предпочтения. Для детей естественно играть с музыкальными инструментами — для них это еще один способ познавать мир. Извлекая звуки из разнообразных видов музыкальных инструментов ребенок решает задачи из мира физики. При этом получаем очень эмоциональный “ответ” благодаря различным качествам звука.На уроке мы знакомимся с инструментам симфонического оркестра, старинным и народным всех родов и групп.
клавишные
струнные
духовые
ударные
струнно-щипковые
В нашей программе каждый инструмент — представитель своего рода. Для каждого есть прообраз в мире животных. Слушая музыку, которая написана композиторами различных эпох для различных инструментов, дети впитывают его характер через сказку.

5. Пение
РНП или потешки
мелодии народов мира
песенки на английском
скэт — джазовая импровизация
используем движения для иллюстрации текста
показываем рукой мелодический рисунок
презентуем на видео
поем в сопровождении ф-но

Пение — очень сильный инструмент развития. Очень часто музыкальность ребенка родители замечают, когда ребенок напевает любимые мелодии. Иногда в пении сглаживаются проблемы которые заметны в речи. Мы работаем над чистотой интонации: “ведем” голос за рукой, показывая направление движения мелодии. При поддержке фортепиано намного легче найти нужную высоту. Пропевая мелодию сольфеджио мы вырабатываем музыкальный слух, а используя скэт — (слоговая мелодико-ритмическая импровизация) мы работаем еще и над речью!

© Мария Студеновская, 2010-2020. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.