Новый формат «Музыкальных чтений» для взрослых.

Новый формат «Музыкальных чтений» для взрослых.

Такой формат открывает возможность глубокого погружения в текст произведения.

Текст литературного источника печатается в телеграм боте:  каждое следующее сообщение приходит после начала звучания соответствующего ему музыкального фрагмента.

Так мы сохраняем всю прелесть чтения “про себя”: у каждого участника концерта есть возможность строить исключительно личные образы. При этом общее звучащее пространство создает заряженное поле. Музыкальные и визуальные иллюстрации создают рамки контекста. Погружаясь в образы сгенерированные нейросетью по точным инструкциям автора текста, каждый “дорисовывает” собственную картинку. 

В таком формате задуман целый цикл концертов.

Какой материал я выбрала? Тот, где автор подсказал мне “правильное” решение.

Литературный источник сам направляет выбор музыкальных иллюстраций. Это могут быть прямые отсылки на конкретные произведения: как, например, в Гранатовом браслете” Куприна. Или это могут быть только намеки на автора музыкального произведения. 

Сонаты Бетховена были частью репертуара любой молодой дворянской девушки 19 века. Но какую именно Сонату выберет для разучивания Лиза из “Дворянского гнезда” Тургенева? А какую выучила  Марья Александровна из “Семейного счастья” Толстого? В их выборе огромная разница, такое же различие есть  в их характерах.  

Совсем другой музыкой наслаждаются герои романа “Обломов”. Там мы слышим оперные арии в исполнении Ольги Ильинской. Шуберт, Беллини — задают тон высказывания и очень точно дорисовывают слышимый образ пространства книги.

Бывает и так, что гениальный композитор сам пишет музыку для театральной постановки. Тогда нам остается только наслаждаться возможностью оживить текст звуками того времени. Эдвард Григ написал музыку к драме Генриха Ибсена Пер Гюнт. Соединив момент прочтения текста и слушания живой музыки мы получаем удивительное “комбо”. 

Сегодня никого не удивляют концерты составленные из саундтреков к фильмам. Такая музыка часто служит «прикладным» целям и не несет расширяющего контекста. Однако бывают прекрасные исключения, когда музыка созданная специально для кинокартины перерастает свой жанр и начинает жить самостоятельной жизнью. Тогда очень здорово вернуть первоисточник: восстановить «раскадровку». А еще интереснее занырнуть прямо в первоисточник сюжета. Например, фильм Метель, снятый по повести Пушкина. Георгий Свиридов специально для этого фильма написал гениальную музыку. Но всю «красоту» музыки мы можем увидеть только в комплексе с сюжетом и видеорядом.

Многие сетуют на то, что современные гаджеты отдаляют нас от “большой литературы”. На мой взгляд это не так: все зависит от того, что вы читаете на своем смартфоне. И если это роман Толстого под живое исполнение музыки Бетховена… 

Кто сказал, что нельзя пользоваться телефонами во время концерта?!

Можно, если вы читаете текст к звучащему произведению и направляете свое воображение в нужное русло. За остальное отвечает музыка.

Запись опубликована в рубрике Концерты для детей, Музыкальные чтения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.