Интересные факты о старинном инструменте: а вы знали, что?

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшающим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Примерно со 2-й половины 20 века просыпается интерес к историческим инструментам, то есть к таким копиям старинных клавесинов, изготовление которых производилось бы в полном соответствии со старинной технологией производства . Сегодня такие инструменты называются «Аутентичные клавесины».
  • А в наши дни обучение игре на клавесине в России возможно в Санкт-Петербурге, Казани и Москве.
  • На советском пианино Красный Октябрь «Сонет» есть примитивная имитация клавесина путём опускания модератора с металлическими язычками. Такое же свойство есть на советском пианино «Аккорд» за счёт того, что при нажатии дополнительной встроенной третьей (центральной) педали опускается ткань с пришитыми к ней металлическими язычками, которые дают звук, похожий на клавесин.

На уроках нашей студии мы изучаем этот старинный инструмент в игровой форме. Детям очень нравится играть с птичками, голоса которых спрятались в корпусе инструмента. Записывайтесь на пробное он-лайн занятие через Форму заявки , чтобы познакомить своих детей с этим диковинным инструментом.

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.