Живой концерт с детьми в Детской Академии Наук: скрытые возможности.

12 марта в Детской Академии Наук прошел необычный концерт. Мне не разу не доводилось бывать на подобных перформансах в Санкт-Петербурге.
4b98658d-d3e7-45c8-b5b2-b2cd7d354c90

05c0cd5b-74bc-4d6e-a94d-05b2c143bf65

В последние лет десять в Россию докатилась волна интереса к “детским живым концертам”, и то что на западе уже давно традиция, у нас было новинкой как для слушателей, так и для самих музыкантов. Действительно, играть для детей не просто: они ведут себя непосредственно, и шиканье родителей, как правило, только усугубляет общую шумную атмосферу. Не всякий профессиональный музыкант готов терпеть такой “живой” фон. Чтобы заинтересовать детей, ведущие концерта рассказывают сказки, обещают дать “поиграть” на инструментах после концерта. Дети действительно лучше слушают …сказку, а музыка по -большей части ускользает от их внимания. И это неудивительно, управлять своим внимание им еще только предстоит научиться.
9c964d25-877e-40a6-bd29-4ef322c10f90 (1)

d014c89e-6d39-4fbf-b073-54c47adcf4dc

Главный секрет нового формат живого концерта: я не пытаюсь заставить детей слушать, я предлагаю им самим исполнять!

Играя в ансамбле с профессиональным музыкантом, дети учатся говорить на языке музыке так же, как они когда-то учились говорить на своем родном языке. Нет никакой необходимости удерживать их внимание — они сами бегут за предложенными инструментами чтобы учиться выражать свои эмоции на языке музыки.

e177f0e2-d6e5-4522-8080-a7dd09ec947f

Но прежде чем начать играть, надо понимать какой музыкальный образ мы будем создавать. И здесь на помощь приходит сказка: то самое волшебное “если бы” начинает будоражить воображение детей и рождает целостный художественный образ. Средства его выражения уже не так важны: это может быть звук, ритм, особый тембр или пластический этюд. Если в руках ребенка барабан — он точно понимает, какой ритм надо исполнять чтобы получились мягкие шаги льва или тяжелый топот слона. Если это маракас — то мы услышим разницу между кудахтаньем Курочек и кукареканьем Петуха. Если это ксилофон — дети играют глиссандо вверх и вниз догоняя стремительно бегущую Антилопу. Малыши чутко реагируют на изменения характера звучания фортепиано: все мои форте и пиано, остановки и ускорения движения не остались без внимания участниками шумового оркестра. Достаточно нескольких звуков экзотического инструмента и необыкновенный тембр настраивает на создание нового образа. Так было с глюкофоном для Черепахи и колокольчиками для Аквариума. А скрипка произвела настолько сильное впечатление, что 3-летний слушатель со слезами требовал инструмент только себе!
Немалую роль играет световое оформление: на нашем концерте была и таинственная атмосфера волшебного леса с горящими фонариками, и освежающий морской бриз голубого света и морской прибой в колыхание голубой материи. А наша любимая Черепашка, которая живет в своем домике — глюкофоне, любит смотреть на звезды и путешествовать по планетам: дети следовали за ней, глядя на планеты солнечной системы установленными на потолке нашего зала.
Следуя за пением птиц, подпевая им на флейтах, мы набрели на домик, в котором живут 7 козлят. Козляточки учили песню мамы вместе с нами, вместе прятались от Волка, и во главе со смелой 3-летей Мамой Козой, преодолевая своей неподдельный страх перед Волком, спасали тех, кого он успел утащить. Сказкотерапия — сильнейший инструмент в руках родителей с древнейших времен. Проживая свои страхи в сказке, дети становятся сильнее духом и готовыми к встрече с трудностями реальной жизни. А если сказка не просто пассивно слушается, а активно играется, поется, проживается — погружение в образы более глубокое.
Финальную песню пели все вместе своим мамам, и она звучала настолько трогательно, что плакали не только мамы, но и дети.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.