Музыкальное образование невозможно вне культурного контекста. Музыка выражает звуками то, что литература выражает словом. Сонаты и симфонии — это романы, написанные чистыми эмоциями.
Россия — одна из немногих стран, где в курсе школьного образования четко определена программа по литературному чтению. Вот уже много поколений, дети учат одни и те же стихотворения, читают тех же авторов. Дедушки без труда учат с внуками наизусть: ведь не так давно они сами учили те же стихи и отвечали их у доски.
Я ничего не имею против изучения классической литературы. Более того, для меня золотой и серебряный век русской литературы — эталон мысли и стиля. Но нельзя же не замечать того, что время значительно ускорилось, и темп жизни вырос в несколько раз. Измерить скорость этого темпа можно на примере эпистолярного творчества. Мы продолжаем писать письма, но темп переписки вырос в миллионы раз. Время ожидания письма в прошлом веке — это те события, которые наполняют содержание следующего письма. Так из событий нескольких недель складывается письмо в пару страниц. Сегодня мы шлем десятки сообщений в день, и не успеваем описать все события дня.
Вот почему так не просто бывает читать описания, пусть гениально, но очень медленно излагающие суть дела.
Как же настроить ребенка на чтение классической литературы? Как “замедлить” его до скорости дилижанса? И нужно ли это делать?
Безусловно, невозможно постичь всю глубину мира Достоевского или Толстого не прочитав их многотомные романы. Еще лучше, в издании с подлинной орфографией. Но что делать подростку, если опыт его жизни не дорисовывает, не домысливает то, что сказано между строк. То, что должно читаться вместе с контекстом той культуры?
Я рекомендую обратиться за помощью к искусству кинематографа. На языке кинематографа созданы не менее сильные произведения, чем те, которые были выражены языком слова. Этому искусству уже более двух сотен лет, и оно имеет право быть изученным не только на высших режиссерских курсах. Почему кинематограф не изучают в школе? Ведь никто не будет спорить с тем, что кино стало частью культуры и во многом формирует вкусы современного поколения. Как и в любом другом искусстве, есть произведения “однодневки”, а есть то, что становится “классикой”. Мы получаем мощный инструмент, который способен эффектными средствами донести глубочайшие идеи до нашего подопечного. И что очень важно — в быстром темпе 🙂
Я не берусь изучать историю кино, не берусь исследовать экспериментальные ленты. Мое погружение в мир “серьезного” кино началось только около 18 лет. Я открывала для себя художественный язык фильмов Тарковского, японское кино… Через них постигала русскую иконопись, японскую поэзию и живопись. Но как и в любом другом виде искусства, стилевые предпочтения — дело вкуса. Для работы с детьми, я использую кинематограф как инструмент “ускорения”. Скорость это то, что мешает нам наслаждаться литературой сегодня — эта скорость есть в кино.
Экранизация “Войны и мира” дает нам представление о романе за несколько часов. Да, это только “представление о романе”, это не сам роман. Но если у вас нет даже представления — не появится и желания узнать больше.
Как правило, все рекомендуют сначала прочитать произведение, и только после прочтения смотреть фильм. Я рекомендую делать наоборот! Я понимаю, что создавать свой уникальный образ героя в воображении очень полезно и интересно, при условии… что вы читаете. А если нет? Что, если ребенку не хочется читать? Он не готов к “наслаждению” игры собственного воображения? Он еще не умеет играть в эту игру? В этой ситуации экранизация станет отличным пусковым механизмом для активизации фантазии. Не бойтесь, что потом будет не интересно читать. Наоборот! Если образ дан мастерски, вашему ребенку обязательно захочется узнать подробности. А еще интереснее — найти неточности в передаче героя на экран.
Биографии исторических личностей на экране дают быструю картину “контекста” его жизни. Мебель, посуда, одежда, средства передвижения — огромное количество информации,которая воспринимается естественно, без “зубрежки”. Художественный вымысел только усиливает впечатление, а мы можем использовать его как повод провести “собственное расследование”. К примеру, сведения, доказывающие невиновность Сольери — отличный повод поспорить с версией Пушкина.
Но, пожалуй, самое сильное впечатление, производят подлинные истории. Когда в конце фильма мы видим подлинные фотографии героев фильма, или читаем текст того, что случилось через 20 лет… Такие фильмы могут стать сильным “инструментом” в формировании ценностей и целей.
Предлагаю подборку фильмов, которые можно смотреть всей семьей. В ней будут и достаточно жесткие фильмы. Но не стоит боятся “правды жизни” в кино. Детям так часто приходиться познавать эту правду в реальности: взрослые не живут за ширмой. Жизнь очень сурова, но мы замечаем это только тогда, когда трагические стороны жизни касаются нас лично. Знание о том, что все люди смерты не пугает, но знание о том, что мама и папа могут умереть — страх, через который проходят все дети. Безопаснее сложные темы узнать и обсудить вместе, чем подростку искать ответы вне семьи. Ваши собственные комментарии, восторги и ужасы — прекрасный “фильтр” для жестких эпизодов. Фильмы с подлинными историями наполнены уважением к личности героя, уважение к его “подвигу”. Пусть это даже подвиг стать собой и быть верным своей мечте.
1. Последний подарок
Для меня этот фильм о том, что любого человека можно “воспитать”. Пройдя через испытания данные нам жизнью мы меняемся, взрослеем, мудреем или… отчаиваемся. Как правила, эти испытания спровоцированы нашими страхами, и дают естественный ответ на наше внутреннее состояние. К сожалению, мы не всегда понимаем и принимаем эти испытания как полезный опыт. Невероятно, но продуманные испытания могут сформировать “правильные” жизненные ценности.
Если вы не уверены, что жизненные ценности вашего ребенка приведут его к счастливой зрелости, воспользуйтесь 12 испытаниями дедушки — миллионера, и воспитайте своего Геракла.
2. Август Раш
Фильм о том, что талант нельзя “закопать”. Тот дар, который дает Бог человеку, обязательно проявится, пусть даже не всегда в удобной форме. Важно прислушиваться к себе, и вы обязательно почувствуете свое призвание. Даже если вам — только 10 лет.
3. Белый плен
Эта история поможет понять, что чувство вины — не продуктивно. Если вас что-то беспокоит, двигайтесь в направлении своей цели. Даже если цель кажется нереальной. Нереальной ее делает только наше бездействие.
4. 1+1 Неприкасаемые
Эта история о том, что мы сами ограничиваем себя рамками привычного. Как многое мы можем изменить в своей жизни, если не будем ограничивать себя своей ролью. Как часто наше окружение навязывает нам рамки нашей роли. Помогите вашим детям выбирать только то окружение, которое будет вдохновлять и открывать новые возможности.
5. 127 часов
Этот фильм научил меня тому, как важно не сдаваться, даже так, где ситуация безвыходная. Выход всегда есть, надо только искать его в разных направлениях. Человеческий организм способен на невероятное, но только тогда, когда у него нет другого выхода.
Присоединяйтесь к нашему киномарафону. Смотрите по одной картине каждый вечер и оставляйте свои комментарии в нашей группе. Наблюдайте, как коучинговый подход создает условия для нестандартного пути к изучению литературы через кино. Я продолжу подборку, и буду рада вашим рекомендациям.