Знакомы ли вам такая ситуация:
— вы все чаще замечаете, что ваш ребенок напевает?
— не упускает возможности поиграть на музыкальном инструменте?
— или начинает пританцовывать услышав ритмичную музыку?
Первое, что нам приходит в голову: надо срочно учить музыке! И вы абсолютно правы. Чем раньше ребенок войдет в волшебный мир музыки — тем лучше для развития его музыкальных способностей. Каким же образом создать развивающею среду?
Прежде всего — музыкальная среда это возможность общаться с музыкальными инструментами. Важно, чтобы музыкальные инструменты были с “живым” звуком. Именно вибрации живого звука дают почувствовать звук физически. И пожалуй первым инструментом в этом ряду может быть собственный голос. Какое интересное открытие делает ребенок впервые почувствовав вибрацию собственного голоса. Где ее можно почувствовать? У нас есть несколько вариантов игр с голосом.
— предложите своему ребенку положить ладошку к себе на шею — туда, где рождается звук — невидимый, но осязаемый.
— предложите согреть свой голос в ладошках: сложите ладони в замочек и почувствуйте теплое дыхание своего голоса
— дайте ребенку листочек бумаги, приложите его к губам и почувствуйте как вибрация голоса передается на бумагу
Большой популярностью пользуются различные варианты пластин: ксилофон, металлофон, колокольчики. Этот инструмент широко применяется в орф-педагогике. Для гармоничного звучания орф- оркестра из ксилофона вынимаются все «лишние» пластины, оставляю только те, которые будут хорошо звучать в композиции. Мы используем этот инструмент в качестве «тренажера» для развития слуха и навыков звукоизвлечения.
Я предлагаю две игры: воздушные шарики и катание с горки.
История: сказка Винни Пух и все все все.
Вспомним, как Винни Пух летал на воздушном шарике за медом? Попробуем запустить такие шарики сами. У нас для этого есть волшебная палочка!
Что у нас получается:
— звук летит только если правильно ударить по пластине
— развиваем слух определяя с закрытыми глазами направление движения: вверх или вниз
— находим различные способы звукоизвлечения
быстро — резко
осторожно — вкрадчиво
Струнные инструменты — бесценные помощники в формировании правильной мышечной работы и позиции в руке. В качестве «тренажера» могут служить такие инструменты как: гусли, гитара, скрипка, виолончель… любая натянутая струна. Если у вас нет возможности предоставить ребенку акустический инструмент, сделайте его сами. Отлично звучат банковские резинки натянутые на обувную коробку.
Что у нас получается:
— вырабатываем навык правильного звукоизвлечения
— учимся брать и отпускать струну
— тренируем слух определяя низкие и высокие струны
— ищем интересные приемы звукоизвлечения:
ногтем, медиатором, молоточком, смычком
по струнам, по корпусу
Помогаем ребенку исследовать инструмент: будет здорово, если при знакомстве с роялем, ребенок узнает элементы и догадается сам «как это устроено».
Духовые инструменты привлекают не только волшебством разнообразия тембров. Очевидна польза от игры на духовых инструментах: развитие дыхательной системы.
Я предлагаю сыграть в такую игру:
услышать, какая птичка живет в этом инструменте? Может быть такую диковинную птичку на свете еще никто не видывал?
Что мы получаем:
духовые инструменты развивают систему дыхания
умение одновременно дуть и зажимать пальцами тренирует координацию
умение контролировать силу дыхания и громкость звука
Ударные инструменты отличный помощник в деле развития чувства ритма.
Традиционная игра: ритмическое эхо
Что мы получаем:
навыки коммуникации — умение слушать “собеседника” и “понимать” его
умение повторить “дословно” услышанное
учимся различать длинные и короткие
тренируем память: запоминаем последовательности из длинны и коротких