Я предполагаю, что первоначальный замысел Шостаковича был написать 24 детские пьесы во
всех тональностях. Подобный фортепианный цикл уже существовал у композитора Виктора
Косенко (1896 — 1938). Но независимо от того, был ли этот цикл известен Шостаковичу или
нет, — сам Шостакович всю жизнь был одержим идеей циклизации по 24 во всех тональностях:
24 прелюдии, 24 прелюдии и фуги, неоконченный цикл из 24 квартетов, тональности 15
написанных из которых не повторяются (а с 8-го — идут по квинтовому кругу — 16-й квартет
планировался в Си мажоре!). В пользу моего предоложения говорит тот факт, что существует
запись авторского исполнения первых шести пьес `Детской тетради`, где Шостакович сам
объявляет названия и играет пьесы в следующем порядке: Марш (До мажор), Вальс (ля минор),
Грустная сказка (Соль мажор), Веселая сказка (ми минор), Медведь (Ре мажор), Заводная
кукла (си минор). В издании 1945 года порядок пьес иной (`заметены следы` порядка по
квинтовому кругу): Марш, Вальс, Медведь, Веселая сказка, Грустная сказка, Заводная кукла.
Седьмая пьеса (День рождения) опубликована посмертно, однако в авторском перечне сочинений
она включена в состав соч.69. Пьесу `Мурзилка` фа-диез минор тоже, по-моему, следует
признать осколком неосуществленного замысла 24 детских пьес, хотя год ее создания в
Собрании сочинений не указан.
childcomposer на http://classic-online.ru/