Уффици — одна из самых старых, и вместе с Эрмитажем и Лувром, одна из самых значимых галерей в мире. Уже в течении четырех веков она открыта для посетителей. Сейчас в Галерее находится одна из знаменитейших коллекций мира, включающей в себя шедевры «Весна» Боттичелли, «Святое семейство» Микеланджело, «Благовещенье» Леонардо да Винчи, картины Рубенса, Рембрандта, Караведжо, Джотто и многих других знаменитых художников. веб-музей
от 5 до 7
Она совсем голая!
Естественно, она ведь только что родилась. Молодая женщина справа сейчас поможет ей прикрыть наготу. Это необычное рождение, потому что это рождение богини. По легенде, Венера сразу родилась взрослой.
Где ее родители?
Они присутствуют на картине, но не в виде персонажей. Мифология называет родителями Венеры Море и Небо. И мы видим, что она появилась из моря; ветер колеблет водную гладь — на берег набегают мелкие волны с гребешками пены. Поэтому Венеру иногда называют «пеннорожденной».
Почему она стоит на раковине?
Если бы художник изобразил ее плывущей в воде, она была бы не так хорошо видна. К тому же при плавании приходится прилагать усилия, а богине это не пристало. Поэтому художник снабдил ее чем-то вроде лодки природного происхождения — морской раковиной. Раковина очень красива по форме и цвету и идеально подходит для Венеры, богини любви и красоты.
Что за девушка несет Венере накидку?
Это несомненно одна из трех Граций, которые обычно сопровождают Венеру. Ее платье и накидка Венеры украшены цветочными узорами, цветы рассыпаны и вокруг. Такое обилие цветов в картине не случайно — ведь Венера родилась весной. Грация бежит на цыпочках — она торопится навстречу богине и уже подняла руку, чтобы набросить накидку ей на плечи.
А две фигуры слева — это ангелы?
Нет, сюжет картины не связан с христианской религией. Два этих персонажа — не ангелы, хотя у них есть крылья и они тоже живут на небе. Это ветры — Зефир и Аура. Своим дуновением они помогают Венере приблизиться к берегу. Художник рисует белым цветом потоки воздуха, которые исходят из их уст. Особенно усердно дует Зефир — он мужчина, и он сильнее. Ветер развевает волосы Венеры и розовую накидку, которую держит Грация.
от 8 до 10
Какие цветы изобразил художник?
Вокруг Венеры кружатся розы. Они всегда сопровождают богиню, поскольку тоже символизируют любовь и красоту. По легенде, когда Венера впервые ступила на землю, под ее ногами тут же расцвел розовый куст. Платье Грации украшает вечнозеленый мирт, символ бессмертия.
Почему у ветров неодинаковый цвет кожи?
Желая подчеркнуть разницу в силе ветров, художник изобразил их в виде мужчины и женщины. Согласно традиции, мужские фигуры изображались с более смуглой кожей, как бы покрытой загаром. Напротив, женщины, защищавшие свое лицо и тело от солнца, наделялись светлой кожей и благодаря этому казались более нежными, слабыми и хрупкими.
Как называются раковины такой формы?
Это раковина морского гребешка, которую называют еще «раковиной святого Иакова». В Средние века одним из главных центров паломничества был испанский город Сантьяго-де-Компостела. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г.). Паломники много недель шли туда пешком, и каждый в доказательство того, что он проделал столь долгий путь, подбирал на берегу и уносил с собой двустворчатую морскую раковину. Позднее раковины стали изготавливать из свинца, и такой «сувенир» можно было просто купить.
У Венеры задумчивое выражение лица
Да, она о чем-то задумалась или скорее замечталась. У нее отсутствующий взгляд — словно у странника, который мысленно возвращается к тем далеким местам, откуда он пришел. Придавая ее лицу такое выражение, художник как бы говорит нам: увидеть красоту богини — это еще не все, важно почувствовать, что эта красота происходит из иного мира, недоступного и непостижимого, где все совершенно, как сама Венера.
Волны нарисованы не очень похоже
Пейзаж в этой картине не главное. Художник просто обозначил море, не стараясь изобразить его в подробностях. Мелкие волны на поверхности моря не похожи на настоящие, они просто передают идею движения. Боттичелли меньше всего стремился к правдоподобию: он даже ввел в картину растение, которое встречается только на болотистых берегах озер.
Почему Венера опирается на одну ногу?
Такая поза называется контрапост (слово это итальянское, но его используют во многих языках). Она часто использовалась в античных статуях, служивших образцом для живописцев позднейшего времени. Эта поза придает фигуре гибкость и изящество; силуэт кажется более непринужденным и естественным, чем если бы Венера твердо стояла на обеих ногах. И в наши дни — и по тем же соображениям — такую раскованную позу принимают известные топ-модели на показах мод или на рекламных фотографиях.
Венера прикрывается руками и волосами
По традиции Венера скромна. Этот жест восходит к античной статуе «Venus pudica» (по-латыни pudica означает «целомудренная, стыдливая, застенчивая»). Прикрытым остается приблизительно то, что в наши дни прикрывает узкий купальник-бикини. Движение рук оживляет образ Венеры и придает всей позе естественность, а добиться этого не так-то просто (иногда с той же целью Венеру изображают отжимающей свои мокрые волосы).
от 11 до 13 и старше
Почему на этой картине почти нет тени?
Все написано в светлых, нежных тонах, передающих необыкновенную красоту богини. Цвет ее кожи напоминает перламутр или жемчуг. Венера вся словно светится, и в лучах этого сияния преображается мир вокруг. Правая часть картины, где видны апельсиновые деревья, немного темнее остальных, но все говорит о том, что Венера прогонит тьму…
Всегда ли Венеру изображают обнаженной?
Да, почти всегда, потому что она богиня. Она неуязвима для того, что причиняет страдания людям: ей не страшны ни холод, ни увечья. Раз она богиня красоты, у нее должно быть идеальное телосложение. Художники, как и скульпторы, были отличными знатоками анатомии. Кроме того, в эпоху Боттичелли считалось, что Красота неотделима от Добра и Истины. В облике Венеры телесная красота соединяется с духовной.
Персонажи словно «приклеены» к пейзажу
Это оттого, что контуры фигур очень четкие. Каждый силуэт обведен темной линией, и кажется, что его легко можно вырезать из картины. В старину существовало представление, что человеческое тело, с его строго ограниченными формами, есть лишь сосуд для души и заключает ее в себе, как в тюрьме, до самой смерти. Такое представление было распространено и во Флоренции в XV веке. Оно возникло благодаря последователям Платона — философам-неоплатоникам, близким к семейству Медичи, у которого Боттичелли состоял на службе. Он много общался с неоплатониками, и его живопись несомненно впитала их идеи. Кстати, задумчивость в глазах Венеры легче объяснить, если вспомнить, что томящаяся в теле душа могла найти выход только во взгляде…
Знаменита ли эта картина?
Да, очень; она даже считается одной из самых знаменитых в истории живописи. Боттичелли воспевает саму идею Красоты и передает ее с помощью столь простых форм, что создается впечатление необычайной легкости. Формы струятся, как мелодия. Прежде в обнаженном виде изображалась только Ева в момент искушения змием или изгнания из рая. Ее нагота была связана с позором первородного греха. Здесь же впервые все не так. Венера озарена сиянием, ее образ излучает радость, утверждая гармонию тела и души.
Фрагмент из книги «Как говорить с детьми об искусстве», написанной французским искусствоведом Франсуазой Барб-Галль, публикуемой на сайте http://www.osinka.ru/