Итальянское каприччио

Колизей, Рим, Италия

Канолетто Римский Колизей (1742-45)

Император Август в образе Юпитера Капитолийского 49–50 гг. Августеум, Геркуланум Мрамор

Пётр Чайковский. Итальянское каприччио, Oр. 45 (Capriccio Italien, Op. 45)
Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 корнета, 2 трубы, 3 тромбона, тубы, литавры, колокольчики, треугольник, бубен, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

Орлов Пимен Никитич (1812 - 1865) Сцена из римского карнавала. Холст, масло. 93 x 112 см. Государственный Русский музей

«Живо передавались в этой музыке впечатления римского карнавала, дыхание южной природы, ее теплых ночей, непринужденного веселья, сверкающей, горячей жизни.
из письма Чайковского в Россию»

Раньше карнавал в Риме был народным праздником, во время которого устраивались лошадиные скачки, шествия масок, театрализованные представления. В эпоху Возрождения карнавал в Риме (carnavale romano) соперничал с Венецианским карнавалом в своем величии и элегантности. Карнавал в Риме всегда проходил по центральным улицам и в первую очередь улица Корсо (via Corso) и Народная площадь (piazza del Popolo).

Одной из забав римского карнавала была перестрелка гипсовыми или меловыми шариками, так называемая confetti. Потом шарики заменили на конфеты, а потом на бумажные конфетти.

Каприччио начинается яркой фанфарной темой. По словам брата композитора, это «итальянский военно-кавалерийский сигнал, раздававшийся ежедневно вечером в отеле «Констанци», выходившем одной стороной окнами во двор казарм кирасиров». Его продолжают светлые яркие аккорды медных духовых инструментов, которые далее становятся аккомпанементом лирической мелодии струнных. Она растет, развивается, становится все более взволнованной и, наконец, на кульминации, вновь звучат фанфары. Следующий, центральный раздел каприччио открывается мягким экспрессивным, чуть покачивающимся напевом, который интонируют гобои в терцию на фоне отрывистых звуков струнных басов. Эта тема также широко развивается, доходя до мощной кульминации в tutti, после чего появляется новая быстрая, темпераментная мелодия. Ее исполняют флейты и скрипки, противосложением вступает соло валторны. Обе мелодии звучат на фоне танцевально-маршевого ритма, «отбиваемого» струнными особым приемом «прыгающего смычка». Новая тема, беззаботная и грациозная, у струнных (кроме контрабасов) завершает праздничный раздел. Возвращается лирическая, полная томления и печали мелодия, в которой появляются стонущие ниспадающие хроматические ходы. Но внезапно ее характер меняется: начинается стремительная легкая тарантелла. Постепенно она завоевывает весь оркестр. Рождается образ бурного народного веселья, карнавальной праздничности. На кульминации появляется тема, впервые звучавшая у гобоев. Теперь она интонируется мощно, в расширении, tutti, сопровождаемая фанфарами, ударами тарелок, бубна, литавр и большого барабана. Это вершина празднества, его апофеоз. Внезапно на фортиссимо все обрывается. Очень тихо, на фоне длящегося тона контрабасов, еле слышного рокота литавр и отрывистых аккордов фаготов возникает тема тарантеллы (соло кларнета) в темпе presto. Она перебрасывается от одного инструмента к другим, снова разрастается в неудержимом вихревом движении, все более ускоряясь. Отдельные мотивы сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Мощные аккорды обрывают каприччио.
Л. Михеева http://belcanto.ru/

Запись опубликована в рубрике Путеводитель по Детскому альбому Чайковского. Добавьте в закладки постоянную ссылку.