Методика раннего музыкального развития ставит своей целью привить любовь к образцам классической музыки. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха — сокровищница совершенных мелодий. Тема каждой фугу — а их по 24 в каждом томе — алмаз ограненный 3-4 голосами.
Однако удержать внимание ребенка на нотном тексте лишенном картинок и понятных ассоциаций довольно трудно.Детки 2-3 лет с удовольствием слушают русские народные потешки и прибаутки. Мелодии песенок написанные на эти тексты — очень просты.
Я предлагаю использовать потешки с картинками в качестве «иллюстраций» к музыке Баха.
Возможно, кому-то покажется, что иллюстрации не совсем отражают суть музыки. Но музыка Баха настолько универсальна, что это противоречие очевидное для искушенного слушателя, не мешает воспринимать ее красоту.
На этом сайте можно скачать ноты Хорошо Темперированного Клавира И.С.Баха.
Открывайте любимую книгу с потешками или коротенькими стихами и «подтекстовывайте» темы Баха. Найти темы очень просто: каждая фуга начинается с изложения одноголосной мелодии — это и есть Тема. Текст стиха зачастую укладывается в эту тему. Если есть продолжение — играйте и пойте тему в тональности доминанты (это Ответ — найдите ту же мелодию изложенную от другой ноты. Когда мелодия темы запомнится будет интересно следить за ее появлением в разных голосах.
Вы удивитесь, насколько легко вам удастся привить любовь к музыке Баха, и сделать ее ближе и понятней для вашего малыша.
Я предлагаю вам использовать серию презентаций созданных специально для моей программы.
Каждая презентация посвящена одной ноте и 4 тональностям, которые можно построить от нее на белой и на черной клавишах. Этот принцип «презентации» каждой тональности использовал Бах в своем Хорошо Темперированном клавире, чтобы доказать своим современникам, что все тональности равны и могут использоваться с равным успехом. Этот сборник чем-то напоминает Азбуку — буквы (тональности) идут по порядку, и ни одна не забыта, даже та, которая существует только на письме. Например тональность Ми бемоль минор — в ней шесть бемолей — очень редко используется композиторами и ныне, не смотря на то, что Бах доказал возможность ее существования еще 300 лет назад. Этот факт можно сравнить с буквой Ы — буква есть, а слов, которые с нее начинаются — нет.
Первая презентация посвящена ноте До и До диез. На каждой ноте — как белой так и черной — созданы по 2 мини-цикла: один в мажоре и второй в миноре.
Мини цикл открывается Прелюдией — это настройка на тональность. Вторая часть — фуга. Изложение темы в основной тональности я предлагаю подтекстовывать русскими народными прибаутками или короткими стишками. На уроке я играю музыку сама, для дистанционных занятий — в презентации вложены аудиофайлы. (это версия хранится на googleдокументах, и доступ к ней открывается только моим дистанционным ученикам). Познакомится с слайдами презентации можно скачав ее pdf версию здесь: Азбука тональностей До
Превратите просмотр презентации в игру — загадку: во время звучания Прелюдии задайте вопрос своему малышу: а что будет дальше?, о ком нам расскажет тема фуги? И если ваш малыш, через некоторое время, будет разгадывать ваши загадки — это означает, что он не только запомнил короткие стихи на тему фуги, но и запомнил музыку прелюдии! Так незаметно для малыша, музыка Баха станет частью его музыкального словаря.
Использование текста не случайно. Для современников Баха его музыка была понятна не только сердцем, но и разумом. Многие темы фуг напоминают мотивы хоралов звучащих во время службы в храме, тексты которых были известны всем с юных лет. Кроме того существовал большой набор риторических фигур которые использовались в ораторской практике.
Фигуры могли носить изобразительный характер, выражая направление и характер движения, как, например, anabasis — восхождение и catabasis — нисхождение; фигуры circulatio — вращение, fuga — бег, tirata -стрела, выстрел и т. п. Фигуры подражали интонациям человеческой речи: interrogatio — вопрос (восходящая секунда), exclamatio — восклицание (восходящая секста). Особенно привлекали композиторов выразительные фигуры, передающие аффект, такие как suspiratio — вздох, или passus duriusculus -хроматический ход, .употребляемый для выражения скорби, страдания. Благодаря устойчивой семантике музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств или понятий. Нисходящие мелодии (фигура catabasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения во гроб; восходящие звукоряды прочно связаны с символикой воскресения. Паузы во всех голосах (фигура aposiopesis -умолчание) применялись для «изображения» смерти; паузы, рассекающие мелодию (фигура tmesis — рассечение) передавали чувства страха, ужаса и т. д.
Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. Тамбов, 1993.
Следующие буквы в «Азбуке тональностей» Ре и Ми опубликованы здесь:Азбука тональностей Ре и Ми