Арт — терапия

На сайте появилась новая рубрика: Музыкальная терапия. В этой рубрике я буду публиковать материалы для работы с детьми средствами арт-терапии.
В последние несколько лет это направление стало очень популярным.

Арт-терапия (англ. art – искусство, therapy – лечение) — это метод психотерапии, который в качестве основного вида лечения использует искусство.
Долгое время под арт-терапией подразумевали в основном именно художественное творчество: рисунок, живопись, лепка, коллаж и т.д. В настоящее время этот термин применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством и включает такие направления как:
• Музыкотерапия
• Драматерапия
• Танцевально-двигательная терапия
• Сказкотерапия
• Библиотерапия
• Маскотерапия
• Работа с глиной
• Песочная терапия
• Цветотерапия
• Фототерапия
• Кинотерапия
• Игротерапия
Более подробно о арт-терапии:
1. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПб.: Питер, 2002.
2. Арт-терапия. Хрестоматия. Под. ред. Копытина А.И. СПб.:Питер, 2001.
3. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. Изд-во: Институт психологии РАН, 1999.
4. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика». М.:Владос, 1999.
5. Оганесян Н.Г. «Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию». М:Ось-89, 2002.
6. http://www.art-therapy.ru/ — сайт Арт-терапевтической ассоциации и журнала «Исцеляющее икусство».

В Санкт-Петербурге с 1997 года существует Арт-терапевтическая ассоциация. Достижения арт-терапевтического сообщества РФ за 10-летний период отражены в книге «Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг» под редакцией А.И.Копытина — бессменного руководителя ассоциации.

Другой площадкой для приобщения к арт-терапии стал Институт практической психологии «Иматон», учрежденный Институтом психологии Российской академии наук и Государственным предприятием «Иматон» (Госстандарт России) где уже много лет проходят тренинги В.М. Элькина «Цветовая психология и арттерапия шедеврами искусства»

К сожалению, по мнению Наны Юрьевны Жвитиашвили (искусствовед, арт-терапевт (Лондонский Университет), старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея):

В России за последние десять лет возникло несколько арт-терапевтических образовательных курсов, но ни один из них не удовлетворяет международным стандартам, а также полноценно не сотрудничает с профессиональными ассоциациями в Великобритании или Америке, где арт-терапия является официально зарегистрированной профессией.

Безусловно, подготовка арт-терапевта в Великобритании существенно отличается от наших образовательных курсов. И тем не менее, работать в этом направлении необходимо.
Маленькие дети соприкасаясь с искусствами ощущают терапевтический эффект. Я не беру на себя ответственность самостоятельно диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка, но даже плохое настроение не бывает случайным. Соприкасаясь с шедеврами искусств Ваш малыш не избежит воздействия гармонии музыки. Необходимо только привлечь его внимание и найти ту музыку, которая найдет отклик у ребенка.
Занятия программы «Музыкальные ступеньки» построены таким образом, что средства арт-терапии служат образовательным целям, а новые полученные навыки служат средствами, используемыми для работы арт-терапевтическими техниками.

Основа и форма проведения всех занятий — игротерапия. По мнению С.Л. Рубенштейн

игра является «наилучшей практикой развития» для всех детей независимо от их физического и умственного развития.

На каждом уроке в течении 45 минут мы успеваем задействовать средства:
• Музыкотерапии
• Драматерапии
• Танцевально-двигательной терапии
• Сказкотерапии
• Библиотерапии
• Цветотерапии
• Изотерапии

Учебный план задает нам тему для исследования. Поскольку сам материал, который мы изучаем — шедевры искусства — является терапевтическим, в то время как ребенок обучается определенным навыкам, корректируется его психоэмоциональное состояние.
К примеру, для изучения нотной грамоты я использую Музыкальные сказки. Фабула сказки служит для формирования художественного образа элемента музыкального языка (например образ интервала или длительности нот). Изменяя ход развития сюжета, я позволяю ребенку найти свой выход из драматических сказочных коллизий. Таким образом мы используем методы сказкотерапии, которые применяются «и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии». Ниже приведу направления, в которых используется сказкотерапия (по материалам Википедии).

  1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Другой пример интеграции арт-терапии в учебный процесс — Цветотерапия. Этой теме посвящена отдельная статья «Музыка цвета» в рубрике «Музыкальная терапия».

© Мария Студеновская, 2010-2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Запись опубликована в рубрике Музыкальная терапия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.