Музыка интеллекта

Недавно наш сайт приобрел замечательного друга — сайт Алисы Самбурской «Музыка интеллекта»: http://alicepush.ucoz.ru/. На сайте представлены материалы о раннем развитии детей, о влиянии музыкальной деятельности на интеллект, о способах развития интеллектуальных и творческих возможностей человека.
Концепция автора сайта — кандидата педагогических наук, музыканта, педагога-психолога Алисы Самбурской — развивается на том же векторе научных изысканий, что и методика раннего музыкального развития представленная на нашем сайте.
С разрешения автора статей Алисы Сумбурской, мы начинаем публикацию материалов посвященных раннему развитию и влиянию музыкальной деятельности на детей.

Вместо предисловия или

Кому нужно раннее развитие?

Немного о мозге. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.

По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) — это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке, ГЛОБАЛЬНО. Эта способность позволяет младенцу справляться с тем огромным потоком информации, который обрушивается на него сразу же после рождения. Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами — буковками, схемами, транскрипциями, условными обозначениями (руками-ногами, палочки-галочки) и пр. — мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у маленьких детей. Вот почему многие родители, пытающиеся обучить своего малыша читать традиционным звуко-буквенным способом, сталкиваются с большими трудностями.

ВОПРОС: -Не рано ли начинать обучение, когда ребенку всего только 1-3 года? Ведь впереди вся жизнь! ОТВЕТ: Это решать только вам. Но важно помнить, что ранний возраст — это уникальный период, которому подвластны многие чудеса. Ранний возраст — как и любой другой — быстро проходит — и воспользоваться всеми его преимуществами потом будет невозможно. Сегодня уже не только японцы считают, что «после трех уже поздно» (знаменитая книга Масару Ибука так и называется). Многие психологи, педагоги и нейрофизиологи во всем мире утверждают, что самое золотое время для любого обучения, для закладки всей интеллектуальной базы на всю жизнь — это именно возраст до 7 лет, так как это период развития мозга, период формирования мозговых структур и межнейронных соединений, период становления личности и характера человека. Уже к трем годам мозг человека созревает на 75%, а к 5-6 — на 90%. К 7 годам — процесс формирования мозга и межнейронных соединений практически закончен, в результате чего эффективность процессов восприятия снижается, по данным специалистов, в 80 (!) раз!

А созревание нейронных структур напрямую зависит от тех стимульных внешних воздействий, которые оказывает окружающая среда. В лимбической системе (которую некоторые ученые в шутку называют «центром зомбирования» происходят процессы импринтинга — запечатления неких образцов, которыми впоследствии руководствуется человек в течение последующей жизни, поэтому необычайно важно ЧТО видит, ЧТО слышит ребенок в этом возрасте, КАКИЕ ЭМОЦИИ испытывает и т.п. И менно в этом возрасте закладываются комплексы, с которыми человек потом всю жизнь борется (или НЕ борется), закладывается мироощущение и отношение к себе; в этом возрасте формируется характер человека, и только в этом возрасте можно на него влиять, у человека появляются прямохождение, мышление, самосознание, речь… И все это возможно ТОЛЬКО в условиях стимульных воздействий извне. Другими словами, если ребенка поместить в черную комнату и лишить его общения и всяческих внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), то его психические функции НЕ разовьются, несмотря на то, что генетически они заложены.

Кстати, многим хорошо известны исследования с детьми-Маугли. Эти дети демонстрировали «волчье мышление», имели все повадки волков и передвигались на четырех лапах, т.к. жили в волчьей стае. С этими детьми проводилось множество исследований, наблюдений, но их так и не смогли научить говорить, поскольку их обнаружили уже в возрасте, в котором мозг сформирован. (Ну, если быть точной, их удалось обучить всего лишь 10 словам). Сензитивный период пропущен.

Обучение в период формирования мозга для ребенка физиологично и просто. Оно дается ему гораздо легче, чем любое последующее обучение во взрослом возрасте. Разумеется, при условии профессиональной компетентности обучающего. Обучение в этом возрасте ОБОГАЩАЕТ развитие ребенка и КОНСТРУИРУЕТ его мозг, создавая огромное количество межнейронных связей, которые только в этот период способны создаваться в огромном количестве.

Только представьте себе, 90% межнейронных соединений — к семи годам, и только 10 % — на всю оставшуюся жизнь! СКОЛЬКО нейронных связей будет включать в себя этот процент, зависит от раннего развития.

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Г. Г. Нейгауз

Метафора:)

Любое зерно, любая семечка содержит в себе колоссальный потенциал для жизни и все необходимые генетические закладки. Но если бросить эту семечку на бетонную плиту, то из нее так никогда и ничего не вырастет. Если кинуть эту семечку на землю, то худо-бедно, сквозь ветра и снега, она, может быть, прорастет как-нибудь, и даже, возможно, когда-нибудь превратится в дерево. А если еще повезет, и ее польет дождик и пригреет солнышко, то шансов получить дерево еще больше.

Но если мы заботливо эту семечку посадим в подготовленную плодородную почву, да еще будем чистой водицей поливать, да сорняки выдирать, пока росток пробивается, то шансы получить раскидистое и плодовитое дерево становятся совсем явными.

На мой взгляд, не стоит уповать на природу и «ждать у моря погоды». Все базисные интеллектуальные навыки — и навык чтения в том числе — нужно формировать у детей до пяти лет. Знаете, почему некоторые люди так пугаются словосочетания «раннее развитие»? Потому что не представляют себе, что учить можно без принуждения, без мучения, без трудностей, а легко и радостно. Не представляют, потому что их ТАК не учили. Да, все мы выросли «умными и хорошими», но это не значит, что система образования, в которой мы росли — безупречна.

Неприятие к теме раннего развития может вызываться либо у людей, которым очень не повезло с учителями и у которых процесс обучения ассоциируется с непосильной и нудной работой («изверги, отцепитесь от ребенка, не лишайте его детства!»), либо у людей сильно закомплексованных, рассуждения которых отдают ленью и дилетантством («придет время, сам всему научится», «в школе научат», «нам это еще рано» и т.п.). Когда на улице мы встречаем маму с ребенком и видим, как она долго рассказывает малышу о прилетевших птичках – о том, какого они размера, оперения, как называются, как каждая их них щебечет, какую еду каждая предпочитает – что это, по-вашему, если не обучение? Почему-то многие считают, что запомнить и идентифицировать понятие «собака», а значит и всех собак разного размера, разного окраса, разной породы, масти и т.д.– это легче, чем идентифицировать графический объект-слово «мама» – который имеет вполне ясный и конкретный смысл? Ребенок с легкостью воспринимает и запоминает до тысячи зрительных и слуховых объектов в день. Это трудно понять взрослым, для взрослых гораздо проще запомнить алгоритм, формулу и действовать в соответствии с правилом. Они считают, что ребенок тупее их, и раз они — «такие умные» — до этого не доходят, то ребенку это и подавно неподвластно.

Давайте разберемся. Родителей угнетает то, что ребенок умеет в четыре года решать дифференциальные уравнения? А что в этом плохого? Или все-таки, мы беспокоимся о нервной системе ребенка? Но это же разные вещи, дорогие мои! Значит, вопрос и суть спора заключаются в том, что родители не верят или боятся поверить в то, что ОБУЧЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗОПАСНЫМ. А ведь может! И так должно быть. От профессионализма педагога и компетентности родителей зависит, «поможет ли» та или иная методика овладеть ребенку какими-либо знаниями и умениями.

Вот о чем и нужно спорить: о том КАК учить, а не о том, НАДО ЛИ.

Автор статьи опубликованной на сайте «Музыка интеллекта»: http://alicepush.ucoz.ru/
кандидат педагогических наук,
музыкант, педагог-психолог
Алиса Самбурская.

Запись опубликована в рубрике Новости, Раннее развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.