Репка

Эта сказка хороша четкой моделью тяготения к центру. Удачный образ иллюстрации структуры лада. Каждая нота – герой выполняющий свою ладовую функцию. Репка – безусловно тоника. Дедка — II ступень, сильно тяготеет к репке, но с другой стороны, держится рядом с Бабкой (III ступень). От ее настроения зависит «погода» в доме – мажор или минор. IV ступень – внучка (субдоминанта) – ее роль хоть и важна в доме, но Жучка, за которую она держится оказывается на V ступени – а значит, именно она больше других членов семьи тяготеет к Репке (и в сыром и в вареном виде ? ). За Жучкой Кошка – VI ступень – явно с меньшей охотой лакомится репкой, (также, впрочем, как и бабушка – обе они медианты – находятся на расстоянии терции от тоники. Только Бабушка – верхняя медианта, а Кошка – нижняя, и если их взять всех вместе – можно построить трезвучие VI ступени. Но это не главное трезвучие в нашем доме – тональности. Главное строиться на I ступени. Репка – Бабка – Жучка – вот ступени тонического трезвучия. В их связке есть своя, отдельная история: из Репки Бабка готовит кашу для Жучки. Но мы совсем забыли об одном маленьком, но очень важном персонаже. Это Мышка. Хоть она и занимает последнее место в ладовой цепочке, но роль ее велика. Без нее не вытащили Репку, потому что ее тяготение к тонике самое сильное — VII ступень лада. С ее помощью образуется другая важная связка: Жучка – Мышка – Дедка. Это трезвучие Доминанты. Именно это трезвучие всегда приводит в Дом – к Тонике. Правда, через Доминанту можно отклониться и в другую тональность (сходить в гости к соседке, например), но это уже совсем другая история. Итак, два главных трезвучия лада – Тоническое (I – III – VI) и Доминанты (V- VII – II). А что связывает героев трезвучия Субдоминанты? Внучка – Кошка — Репка. Эту историю я отдаю на откуп вашего воображения. Для нас важно другое – все наши герои связаны между собой надежными семейными узами.
Но это лишь одно, ладовое решение музыкальной трактовки. На начальном этапе обучения, как и с другими сказками, стоит обратить внимание на различие тембральных характеристик героев. Каждый новый герой появляется со своим «шлейфом». Охарактеризовать героя может темп его движения — от медленных шагов дедушки (половинки) до быстрого бега мышки (шестнадцатые). Штрихами можно передать различие в характерах Кошки и Жучки. Тембры цифрового пианино могут разнообразить голоса героев.
На следующем этапе можно обратить внимание на цепочку взявшихся друг за друга героев . Каждому соответствует нота гаммы: начнем «от печки» — с до мажора. Репку можно пересаживать в другую тональность — и смотреть, кому придется на камушек вставать (черная клавиша — диез или бемоль в зависимости от того, в какую тональность транспонировали).
Очень удобно на клавиатуре посадить репку на ноту Ре — и имена похожи, поэтому в программе Софт — Моцарт репка — символ нотки ре. От ре расставляем героев по ступеням лада вверх — и тренируем легато — ведь чтобы вытянуть репку, нужна хорошая связь между героями — нотками. А когда вся команда в сборе, и репка поддается и выходит из земли — мы можем очень эффектно изобразить это с помощью глиссандо или клястера — на усмотрение юных музыкантов.

Репка
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.
Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.