Услышать музыку чисел

Математические игры на уроках музыки — часть освоения нотной грамоты. Традиционно начало изучения нотной грамоты приходиться на возраст, в котором ребенок уже обладает набором элементарных навыков счета. Но если уделить внимание раннему развитию ребенка и начинать занятия раньше — в 2,5 — 3,5 года — то эти навыки можно сформировать через музыку. Многие мамы знают на собственном опыте, как не просто малышу расположить числа в правильном порядке — то одна цифра пропадет, то другая встанет не на свое место. Изучая порядок через музыкальные интервалы — увеличение от одного до двух, от двух до трех и т. д. можно буквально услышать.
Еще Пифагор открыл ключ к гармоническому соотношению, который скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетракптс образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Главная сакральная геометрическая фигура пифагорейцев – равносторонний треугольник, названный ими «тетрактисом». Тетрактис делится десятью точками пересечения линий на девять равносторонних треугольников. . Дети очень любят упорядоченные конструкции — они помогают структурировать их столь хаотичный (в следствии фрагментарности видения) мир. Помню как сама в детстве с огромным удовольствием строила такие пирамидки из чисел. На этом примере величина цифр становиться видимой, как и в нотной записи. Когда мы строим интервалы на линейках нотного стана — цифры становятся видимыми, а если их прочитать (то есть озвучить) еще и слышимыми. Красота музыки чисел скрыта в гармонии созвучий. Именно эту закономерность услышал Пифагор размышляя над проблемой гармонии, когда проходил мимо мастерской медника. «Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале». (из статьи Пифагорейская теория музыки и цвета). Итогом его размышлений стала разгадка гармонии музыки сфер.
Но для наших практических занятий скорее может пригодиться такая схема: На нотном стане эта схема читается по вертикали, и от степени натренированности глазомера напрямую зависит скорость чтения нот с листа (то есть без подготовки).
Уже на первом занятии мы строим «домики — октавы» из листов цветного картона прямо на клавиатуре. Наши домики могут служить прямой иллюстрацией для приведенной выше схемы. Эта игра также служит настраиванием глазомера на расстояния между интервалами на клавиатуре. Подсказкой служат две белые клавиши, не разделенные черной (два полутона на белых — си-до и ми-фа). Маленькому ребенку найти этот маячок проще всего. Ориентировка между черными — следующий этап. Выбор цвета для домика (если он не обусловлен сюжетом сказки) служит экспресс диагностикой настроения ребенка. Эту тему мы раскроем в отдельной статье посвященной взаимодействию цвета и звука.
Самым сложным моментом является перенос с клавиатуры на нотный стан. Помните, у Цветаевой:»…Но с нотами, сначала, совсем не пошло. Клавишу нажмешь, а ноту? Клавиша есть, здесь, вот она, черная или белая, а ноты нет, нота на линейке (на какой?). Кроме того, клавишу — слышно, а ноту — нет. Клавиша — есть, а ноты — нет. И зачем нота, когда есть клавиша? И не понимала я ничего, пока однажды, на заголовке поздравительного листа, данного мне Августой Ивановной для Gluckwunsh’a5 матери, не увидела сидящих на нотной строке вместо нот — воробушков! Тогда я поняла, что ноты живут на ветках, каждая на своей, и оттуда на клавиши спрыгивают, каждая на свою.» (полностью главу Мать и музыка можно прочитать здесь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *