«Поверить алгеброй гармонию»
трагедия «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина
Круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе составлял 7 свободных искусств. Он разделялся на две части: Тривиум и Квадривиум. В Тривиум входили: Грамматика, Диалектика, (логика) Риторика; в Квадривиум: Арифметика, Геометрия, Музыка и Астрономия.
Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику. (по материалам Википедии )
Чем интересна эта информация в отношении раннего развития детей? Какой образ личности мы рисуем в своем воображении в качестве идеала, выбирая развивающую школу ? Современные методы раннего развития уделяют большое внимание интеллектуальному развитию, порой не учитывая потребность ребенка в эмоциональном художественном творчестве. В результате, после года такого «обучения» у ребенка возникает потребность в отдыхе. И нередко этот период совпадает с поступлением в школу. И это не смотря на игровой характер большинства занятий для малышей.
Я предлагаю подойти к получению необходимых знаний с другой стороны. Творческий потенциал ребенка безграничен, нужно лишь вовремя предлагать материал для работы. Находясь в музыкальной среде, где присутствуют музыкальные инструменты, и имея конечной целью воплощение художественного образа (любимой детской песенки сказочного героя или фрагмента из классического репертуара инструментальной, оперной или балетной музыки) интеллектуальное развитие служит лишь «инструментом».
Ключ, открывающий все музыкальные двери — нотная грамота. Чтение нот — принципиально более легкий процесс, чем чтение букв. Здесь звук всегда равен звуку. Последовательность звуков записывается слева направо, а ритмические структуры идентичны смысловым ударениям. На мой взгляд, чтение нот отлично подготавливает к чтению слов.
Упрощенная нотная запись — ритмическая — может служить отличной логической структурой записи любого текста: как нотного так и слогового. Многие современные методики обучения чтению сходятся в одном: единица измерения не буква, и не звук — а слог (склад). Именно складами обучал чтению Лев Толстой детей своей крестьянской школы. На этом принципе основана наиболее успешная система обучения чтению Н. Зайцева.
Кубики Зайцева есть во многих семьях, в которых уделяется внимание раннему развитию. Метод успешно работает в детских садах, где детки обучаются чтению в возрасте около 3-4 лет. Но, к сожалению, дома, кубики не всегда находят свое применение.
Если задача обучения чтению входит в цели родителей, на своих уроках я нахожу новые музыкально-игровые пути использования кубиков со складами.
Прежде всего в работе над чувством ритма. Ритмические структуры мы постигаем на материале детской литературы: стихи, тексты песенок или сказок. Запись ритма четко отражает деление на склады. В ритмических упражнениях тренируется не только навык различать длинные и короткие музыкальные звуки, но и навык разделять слова на склады.
И записав ритм длинными и короткими палочками, я могу тут же предложить «записать» текст кубиками.
Начать можно с «Кукушки» Дакена. На странице с Клавесином, подробно разобран музыкальный материал и техника воплощения этого образа не только в записи, но и в игре на инструменте. На этапе записи нот, можно включить ритмические упражнения. Записав музыкальный текст ритмическими палочками, подписать слова: Ку-Ку используя два кубика.
Следующим этапом в программе может послужить материал из раздела Музыкальные сказки. Открываем сказку Колобок.
Записав ритмическую формулу:
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, … и от тебя X , уйду!
В ритмозаписи это выглядит так:
П П П I, П П П I, …
Теперь можно взять кубики и попробовать записать посильную часть текста.
Для тех кто изучает английский язык, материалом могут служить сказки из раздела Сказки на иностранных языках. У Зайцева есть специальный набор кубиков для изучения английского языка.
Разобравшись с ритмической записью надо переходить к нотной. Именно здесь нам и пригодятся знания простейших геометрических понятий. Ведь что такое нота на нотоносце? Точка на прямой линии. И умение рисовать прямые и ставить точке на линии, под линией или над линией — просто необходимо. На моих уроках эти знания приобретаются в процессе записи нотного текста, причем всегда обличены они в художественный образ. Вспомним тех же кукушек Дакена. Ведь посадить птичку на ветку всегда интереснее, чем нарисовать точку на прямой.
А в музыкальной сказке Красная Шапочка.
Здесь мы уже записываем «дорожку, по которой идет Красная Шапочка по лесу» (Гамма соль мажор восьмыми), и тропинку по которой ходит Волк (Гамма соль бемоль мажор восьмыми.png). По сути, это точки на системе координат. Не стоит бояться называть сложные термины. На данном этапе они не пугают, а в будущем обязательно свяжутся с предметом, образуя те самые междисциплинарные связи, которые двигают современную науку, и которым так мало уделяется внимания в общеобразовательной школе.
Уведомление: | Музыкальные ступеньки