Один из моих любимых режиссеров, классик отечественного кинематографа Андрей Тарковский, решал в своих фильмах очень высокие «сверх» задачи. Одной из его целей было обозначить «обратную» перспективу кинематографа в глубь веков. Композитор Эдурад Артемьев, автор музыки 3 культовых фильмов Тарковского, поделился с нами его идеей продлить «век кино» через связь с вечными темами и авторами эпохи возрождения и барокко. Для Тарковского фигура Баха занимала особое место: для него существовала музыка Баха и вся остальная музыка. Именно поэтому, в фильме Солярис, звучит только одна музыкальная тема — Хоральная прелюдия фа минор. Тарковский планировал снять этот фильм совсем без музыки, и пригласил Артемьева только для «озвучки природы», в качестве «композиторского уха»:) . В итоге, только тема Баха заполнила акустическое пространство фильма, которое Артемьев дополнил собственными электронными звуками.
Хочу поделиться с моими подписчиками находками, которые Тарковский спрятал в кадрах фильма. Вероятно, он не ставил цель спрятать эти картины слишком хорошо, давая отсылки только на самые известные «шлягерные» полотна. К сожалению, сегодня не каждый зритель видит «живые картины» встроенные в тело фильмов. Именно благодаря этим «отсылкам» мы можем расшифровать язык картины. Появление образов Леонардо да Винчи, Ботичелли и Брейгиля не только задают «тон», но и связывают современный мир с идеальными образами прошлого.
Тарковский Дама с собачкой Леонардо да Винчи Дама с горностаем
Тарковский Осень Ботичелли Весна
Тарковский Возвращение блудного сына Рембрандт Возвращение блудного сына
И еще несколько «музыкальных» пасхалок, которые спрятаны в оживленной Тарковским картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу»:
- лай собак
- шаги
- крики птиц
- колокол
- шум ветра
- …. Пишите в комментариях, что еще вы услышали в «живой картине» озвученной замечательным композитором Эдуардом Артемьевым: автором музыки более чем к 200 фильмам.