Музыка стиля

Случалось ли вам, услышав давно забытую мелодию совершить путешествие во времени? Воспоминания выхватывают нас из настоящего момента, и переносят через порталы нашей памяти в другое время и место. Мелодия будто волшебный тайник, в котором запечатаны наши эмоции. Удивительное свойство музыки впитывать в себя краски, запахи и даже наше тело, на мышечном уровне, воссоздает ощущения. Мелодия — это матрица, в которой зашифрованы универсальные коды. Она действительно работает как портал — остается только разгадать механизм активации.
Попытаемся отыскать пульт управления в истории искусств. Музыкальные эпохи сменяли друг друга, время наполняло знакомые формы новым содержанием. Увидеть этот процесс проще в визуальном искусстве: архитектуре, живописи, интерьере, одежде. Но ничего не исчезало бесследно: в современном искусстве мы часто слышим отголоски матриц, сформированных, например, в средневековье. Особенно четко эти “знаки” мы можем прочитать в дизайне одежды. Мы не будем говорить о моде, мода — переменчива. Речь пойдет о стилевых направлениях, которые вобрали в себя матрицы различных эпох. Именно в истоках стилей мы найдем “ключ” и сможем расшифровать музыкальный код стилевых направлений. С концепцией стилевых направлений я познакомилась в имидж — студии Татьяны Федоровой, в которой обучалась на Базовом и Втором курсах стиля и прошла Повышении квалификации. https://vk.com/fedorova_studio
Начнем наше исследование с самого яркого — драматического стиля. Истоки этого стиля — барокко и готика.

Зимний дворец


Воссоздавая визуальный ряд барочной эпохи я сразу вспоминаю итальянскую живопись Рембранта и елизаветинское барокко Растрелли.
Как же звучит барокко? Прежде всего это музыка Баха.

Знаменитая вступительная тирата токкаты и фуги ре минор — квинтэссенция стиля в музыке. Здесь мы буквально слышим “застывшую архитектуру”.
орган
И даже сам орган, для которого написана эта токката и фуга — подобен барочному дворцу: с его трубами — колоннами и клавиатурами — портиками.

Схема


Тембр инструмента — тоже дает нам вполне конкретные красочные ассоциации: неслучайно и художники и композиторы пользуются “палитрой”. “Перевод” звуков на цвета — очень творческий и индивидуальный процесс. Краски барочной музыки — очень насыщенные, яркие, открытые. Это тяжелые и пахучие масляные краски, не имеющие ничего общего с прозрачной акварелью. Барочные мастера использовали живописный прием “кьяроскуро” — резкий контраст света и тени. “Рембрандт, экспериментировал с техникой, с процессом нанесения краски, чтобы добиться очень конкретного эффекта, благодаря которому на темном фоне ярким пятном будут гореть лица его моделей.” Сегодня эти эксперименты продолжают фотографы. Знаменитый “рембрандтовский треугольник”, когда на лице модели светом выписан треугольник — классика портретной съемки. Такой свет придает портрету драматичность, торжественность.

Рембрант

фото
Понять стиль более конкретно можно через тактильные ощущения: достаточно взять в руки ткани. Какие же материалы отражают барочный стиль? Те, которые выбирают короли. Парча, мех, атлас, кожа, тафта, органза, пайетки, жаккард, лаковая кожа, кружево, масляный трикотаж. Во всем роскошь и чрезмерность. Как же комбинировать такие ткани? Смело! Через контрастность, резкость переходов вы позволите стилю выразить себя. Если вы сомневаетесь — послушайте еще раз тему токкаты Баха: вы услышите и блеск, и контрастность и резкие смены регистров — такое ощущение, что если бы мы могли потрогать мелодию — она имела бы фактуру этих роскошных тканей.
Не будем забывать, что в нашем стиле есть еще один компонент, который создает неповторимый аромат: готический стиль. Какие же нотки привносит нам этот стиль?
Представьте себе готический собор: какую музыку вы слышите?
Григорианские песнопения — выдержанные в небольшом диапазоне мелодии, собранные в единый сборник Григорием I Великим (папа Римский в 590—604 годах). В музыке этих песнопений отразилось место человека в мире средневековья. Суровая средневековая церковь, связывающая человека в оковы Страха Божия. На самом деле, нам сохранились не все краски средневекового церковного искусства. Суровая монодия, которая записана в сборнике Григория — украшалась очень сложными и удивительно разнообразными мелизмами. Мелизмы — это распевание одной ноты по определенным правилам. Даже скульптуры святых, которые мы привыкли видеть аскетично монохромными — были раскрашены яркими красками, как и витражи собора. Герд Альтхофф в отдельной статье с программным названием: «Темное Средне­вековье? К деконструкции клише»), доказал, что оно было многоцветное, сияло красками и было напол­нено светом.

конь
Например, фигура так называемого Бамбергского всадника, зна­менитой конной статуи, находящейся в Бамбергском соборе, шедевра каменной скульптуры романского периода. Но привычная нашему взору высеченная из пес­чаника статуя светлого цвета на рисунке обложки книги выпущенной немецким Союзом ме­диевистов, совсем не монохромная, она раскрашена в разные цвета — зеленый, желтый, красный, синий и др. Трудно себе представить портик этого собора пестрящий желтыми, зелеными и красными красками.
портик
Но если мы вспомним витражные окна этих соборов — все встает на свои места. В таком цветовом решении была и метафизическая основа: божественный свет, проходящий сквозь стекла собора, отражался от ярких красках статуй — связывая божественный и тварный миры.
Именно яркие цвета отражают драматический стиль:
купол
витраж
красный
фиолетовый
ярко — синий
малиновый
фуксия
бордовый
золотой
серебристый
изумрудный
оранжевый
ярко — желтый
черный
белый
контрастные сочетания
Какие же принты используют дизайнеры одежды для воплощения стиля из сочетаний этих цветов?
коллаж
крупный цветочный
анималистичный
острые линии, формы (звезды, кресты)
геометрическая абстракция
контрастная полоска
Эти самые роскошные, агрессивные и контрастные рисунки отражают энергию стиля.

Кто же может позволить себе наряды наполненные этим стилем? Чтобы такая одежда не была ярче самой модели, в лице тоже должны быть такие же контрасты, как и в стиле. Если в вашем лице есть острые линии, форма разреза ваших глаз напоминает глаза хищных кошек. У вас волевой подбородок, мыс над верхней губой — острый и уголки губ — тоже острые? Значит в вашем лице очень много черт драматического стиля, и вы можете смело примерять на себя его сильные образы. А если вы сомневаетесь — выдержан ли образ, вспомните Токкату Баха и прислушайтесь — гармонично ли эта музыка с этой одеждой? Музыка хранит в себе матрицу стиля, закодированную на языке, который мы понимаем сердцем.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.