Занятия музыкой требуют постоянных усилий — не обращая внимания на выходные, каникулы и хорошую погоду. Как же вдохновить своего ребенка на занятия? А если не все получается сразу? Как поднять самооценку и вселить в ребенка уверенность в себя?
Недавно в клубе “Воспитай” опубликовали интересную статью “7 фраз, которые родители должны каждый день говорить своим детям”. Я тут же опробовала все 7 на своем 9 летнем сыне 🙂 Но, почему то не сработало. Вместо потока любви, я получила “мам, ну хватит уже”. Типичная реакция для будущего подростка. Мне стало любопытно, как можно переформулировать эти фразы на языке коучинга? Из утверждений — превратить в коуч — вопросы? Вот что у нас получилось:
Фраза №1:
Я в тебя верю! — Я в тебя верю?
Если ребенок сомневается, что в него верят родители — он будет использовать все средства, чтобы доказать, что в него стоит поверить. Например, когда ребенок обманывает преувеличивая свои заслуги. Наша реакция — возмущение:”Какой же ты врун, как же можно тебе верить после этого”. Родители теряют не только доверие, но и уверенность в своем ребенке. Попробуем перевести на язык коучинга, и не утверждать, а спрашивать: “Как ты думаешь, я в тебя верю”? Какую вы получите реакцию? Ваш подросток сомневается? Возможно, это будет для вас неожиданно: ведь мы привыкли к тому, что наши дети дают себе завышенную самооценку. Здесь стоит начать с себя: а действительно ли я верю в своего ребенка? Если да, то как я это ему транслирую? Не противоречат ли этому мои слова или действия? Как еще я могу доказать своему ребенку что верю в него?
Протестируем на конкретной ситуации из моей практики: командная настольная игра, участвуют 4 игрока. При подсчете результатов у одного из игроков — явное преимущество. Анализ подсчетов показал, что игра шла не по правилам, и выигрыш достался не честно. В то же время победитель действительно играл сильно, даже помогал другим. Его победа была очевидна для всей команды. Что же заставило его “мухлевать”? В данной ситуации — неуверенность в себе, неуверенность в том, что в него верят. Реакция других игроков: нечестная победа — хуже поражения. В итоге — ребенок подтверждает мнение о себе: я не заслуживаю того, чтобы в меня верили. И как следствие: “Я не хочу больше играть!” Не прояснив ситуацию, дав поверхностную оценку мы закрепляем невыгодные мыслительные стратегии.
Фраза №2:
“Никогда не сдавайся” — “Что ты мог сделать по другому”?
Когда мы говорим не сдавайся? — Когда что-то долго не получается! Коуч позиция в отношении неудачи: нет неудач, есть обратная связь от мира. Как мы воспринимаем обратную связь — это наш выбор. Можем злиться, и не сдаваться. А можем подумать: а что я могу сделать по другому? Как еще я могу достичь свою цель? Не отказываясь от своего пути, посмотреть на другие варианты ее достижения.
Фраза №3:
“Мы учимся в процессе” — точнее, если посмотреть статью на языке оригинала “Мы учимся на практике” — переводим на язык коучинга: “Что нам дают наши ошибки?” В этом отношении коуч — позиция помогает посмотреть на ошибки с другой стороны. Принимая ошибку как средство самосовершенствования мы не тратим энергию на переживание неудачи, а используем ее как ресурс.
Фраза №4:
“Каждый профессионал был когда — то учеником, как ты сейчас” — здесь не хватает одной маленькой детали — вопросительного знака в конце. Утверждая что -либо вы забираете возможность сделать собственные выводы. Достаточно спросить: “А был ли каждый профессионал когда-то учеником, как ты сейчас?” и ответ станет собственным выводом, а значит — обретет иную значимость, и не будет требовать лишних доказательств.
Фраза №5:
“Поражение — это не выбор” — Вот с этим утверждением я не могу согласиться. Иногда нам приходиться выбрать поражение. Другое дело — что такой выбор тоже приносит свои плоды. Если ты не хочешь менять в себе чего — то — ты имеешь на это право. Прими себя таким какой ты есть. В этом процессе высвобождается масса энергии, которая уходила на переживание по поводу своих недостатков. Освободившуюся энергию можно направить на изменение того, с чем не хочется мириться.
Фраза №6:
“Ты должен учиться на каждом синяке и на каждой ссадине” — Ты МОЖЕШЬ учиться на каждом синяке и на каждой ссадине?”. Здесь я изменила только одно слово: должен — на можешь. Мы привыкли жить с ощущением что все нам что-то должны: сначала родители, потом муж или жена, и наконец — государство и правительство. Себе тоже всегда чего-то должен: и поспать, и поесть и прилично зарабатывать, и следить за здоровьем. В итоге мы не получаем удовольствия от процесса, а раздаем долги. Это ощущение знакомо тем, кто пользуется кредитами: пользуешься не своим, работаешь на долг.
Фраза №7:
“Ты в безопасности. Ты окружен заботой и любовью.” — Ты в безопасности? Ты окружен заботой и любовью?”
И вновь вопросительный знак творит чудеса. Дети переполнены страхами. Они бы рады поверить тому, что они в безопасности, но их сны, темные комнаты, громкие звуки убеждают их в обратном. Дайте им возможность осознать свои страхи, научите контролировать их. Например, кошмарные сны. Как долго дети страдают и не дают спокойно спать родителям! Мы нашли свой рецепт: эффект Зейарник. Используя этот эффект мы научились “завершать” наши кошмары. И получаем от этого массу удовольствия.
Хотите с нами? Читайте пост в блоге сайта Мария Студеновская — Your coach об обучении коучингу родителей детей и подростков.
И прежде чем задавать последний вопрос из нашего списка своему ребенку: Ты окружен заботой и любовью?” — задайте его себе. “Что я делаю для того, чтобы мой ребенок знал, что он окружен заботой и любовью? Как он понимает, что я его люблю?” Если у вас есть сомнения, приглашаю протестировать себя и своих родных на тему: На каком языке любви я говорю? Возможно, рядом с вами живут иностранцы и они говорят на другом, не знакомом вам языке любви? Подробнее смотрите на страницах сайта.