Транспонирование

Новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» легко транспонируется в другую тональность.


Секрет транспонирования — анализ закономерностей ладовой структуры мелодии. Поняв с какой ступени лада начинается мелодии, к какой ступени движется можно скопировать эту конструкцию от другой ноты.
Раскрасим и подпишем все ступени лада.

Наденем каждой нотке ее головной убор — так еще легче их узнавать и интереснее играть: мы играем не просто нотку, а Снегурочку или Бабушку. И между ними устанавливаются связи — проще — они смотрят друг на друга или здороваются.
Первой здоровается Снегурочка с Бабушкой. Потом приветствуют друг друга Дедушка и Дед Мороз. Еще один обмен любезностями между Снегурочкой и Бабушкой и все вместе подходят к Деду Морозу (очевидно, что за подарками :))
Так нотный текст обретает свой скрытый смысл и каждая интонация становится осмысленной.
Попробуем сыграть по подготовленному тексту.

Чтобы лучше понять отношения между ступенями лада как «личностями» обратитесь к статье «Сказка в тональности До мажор». А здесь продолжим украшать нашу ёлочку: пусть она засверкает гармоническими созвучиями.

На любой ступени лада мы можем построить аккорд: созвучие из 3 и более звуков. В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Переводя на язык нашей музыкальной сказки — чтобы построить аккорд нам нужно пригласить зайца и лисичку. Таким образом мы построили трезвучие.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада — гармоническая основа тональности. В нашей тональной семье это Тоническое трезвучие (1 ступень), Доминантовое трезвучие (5 ступень) и Субдоминантовое (4 ступень). Три главные фигуры тонального королевства — Король (= Тоника = 1 ступень), Королева (= Доминанта = 5 ступень) и Принцесса (= Субдоминанта = 4 ступень). В нотном тексте их имена обозначаются латинскими буквами инициалами: Тоника = Т, Доминанта = D, Субдоминанта = S. А рядом подписан интервальный состав аккорда: терция и квинта.

Раскрасив гармонию по основной ступени нам легче искать ее на клавиатуре. Если Тоника строится на ноте до — то раскрашиваем ее в красный, а Доминанта на соль — то ее в голубой цвет.

Еще удобнее находить гармонии, если они удобно соединены. У Тоники и Доминанты один общий звук:это V ступень. Если мы оставим этот звук на месте, то останется найти только два звука. Используя обращение трезвучия мы «переворачиваем» Доминанту и ставим ее в положение терции. Нижний звук аккорда уже не основной — V ступень, а терция аккорда — VII ступень. В До мажоре это нота си. Получаем Доминантовый секстаккорд : си — ре — соль.
Соединять доминанту в таком положении с Тоникой можно даже с закрытыми глазами.
Аналогичным образом можно соединить Тонику и Субдоминанту.

Запись опубликована в рубрике Нотная грамота. Добавьте в закладки постоянную ссылку.