Новелла Одоевского Бах. Впервые напечатано: «Московский наблюдатель», 1835, ч. II, май, кн. 1,
с. 55-112, с примечанием «Из неизданной книги «Дом сумасшедших»», с датой
«Ревель. 1834», за подписью «Безгласный», с посвящениями графу М. Ю.
Виельгорскому и князю Г. П. Волконскому, с эпиграфами, подстрочно
переведенными автором: «Il avoit un doigte particulieur; centre l’usage des
musiciens de son temps, il se servoit beaucoup de pouce. Methode pour
apprendre facilement a jouer du piano (У него в игре была особенная
расстановка пальцев; вопреки обыкновению музыкантов того времени, он многое
играл большим пальцем. Самолегчайшая фортепиянная школа). Il reste a dire ce
qu’on croit savoir et qu’on ignore, quels homines c’etoient qu’Annibal et
Cesar? Michelet (Мы думаем, что знаем, но нам еще неизвестно, что за люди
были Аннибал и Цесарь? Мишле)».
Отправляя рукопись рассказа в Москву, Одоевский писал: «Посылаю вам,
любезная моя редакция М. Наблюдателя, Себастияна Баха, написанного con
amore…» (см.: Сакулин, ч. I, с. 210).
Себастьян Бах был любимейшим композитором Одоевского с ранней юности и
до конца дней. Он был его «учебною книгой» и постоянной радостью и
наслаждением. Под датой 12 декабря 1864 г. он записывает в своем дневнике о
впечатлении от сюиты Баха: «Точно ходишь в галерее, наполненной Гольбейном и
А. Дюрером» (Литературное наследство. Т. 22-24. М., 1935, с. 188). И в том
же году он перекладывает Бахов хорал для органа.
Примечание для дистанционного курса: все слова выделенные заглавными буквами читают дети: сначала проговаривая по звукам в своем темпе, затем предельно ускорив произнесение звуков одного слова — так, чтобы можно было «услышать» слово целиком.
11 …когда глава его, Фохт Бах… — Родоначальником многочисленного
музыкального племени Бахов считается Фейт (Фохт) Бах, булочник и большой
любитель музыки. Сын его Ганс, его внуки и правнуки были уже музыкантами по
профессии, и притом число их было так велико, что со второй половины XVII в.
почти все музыкальные должности в Веймаре, Эрфурте и Эйзенахе сделались как
бы наследственными в роде Бахов.
19 Себастиян остался на руках [Иоганна] Христофора… — В 1694 г.
умерла мать И. С. Баха, а в начале следующего года скончался и отец. Иоганна
Себастьяна вместе с другим братом, Иоганном Якобом, взял на воспитание
старший брат Иоганн Христоф (1671-1721), органист и школьный учитель в
Ордруфе.
20 Бюффон Жорж Луи Леклер (1707-1788) — французский ученый-натуралист,
автор многотомной «Естественной истории», вышедшей в русском переводе под
названием «Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона» (СПб.,
1789-1808).
21 септима … нона — разновидности музыкальных интервалов.
22 Гаффори Франклино (1451-1522) — итальянский музыкальный теоретик,
знаток теории музыки греков, стремившийся согласовать эту теорию с
требованиями современной музыки.
23 теорба — струнный щипковый инструмент, представлявший собой басовую
разновидность лютни; применялся с XVI в.; во второй половине XVIII в. вышел
из употребления.
24 …в дивной библиотеке Сергея Александровича Соболевского… —
Начало своей обширной библиотеке С. А. Соболевский (1803-1870), друг Пушкина
и В. Одоевского, библиограф, библиофил и поэт, положил во время долгого
путешествия за границей (с 1828 г.). О библиотеке С. А. Соболевского см.: В.
А. Кунин. История библиотеки Соболевского. — В кн.: Альманах библиофила. М.,
1973, с. 78-98.
25 …один форшлаг и два триллера… — Форшлаг и триллер представляют
собой разновидности мелодических украшений в музыкальном произведении
(мелизмов). Форшлаг состоит из одного или нескольких звуков, предваряющих
основной звук мелодии; триллер, или трель — многократное, быстрое
чередование двух смежных звуков.
<2> Широко известный канон «Братец Яков» — вступление нового голоса с той же мелодией отмечено звездочками.
подробнее: Канон
26 Керль Иоганн-Каспар (1625-1690) — немецкий композитор и органист,
имевший влияние на творчество И. С. Баха.
27 Фроберг<ер> Иоганн-Якоб (1616-1667) — немецкий композитор, один из
предшественников И. С. Баха в органном и клавирном исполнительском
искусстве.
28 Фишер Иоганн (1650-1746) — немецкий композитор, автор многочисленных
мадригалов, а также сюит, арий, увертюр, танцев.
29 Пахельбель Иоганн (1653-1706) — немецкий композитор и органист.
Задание к курсу №1
Переписать канон с прописей цветными нотами. Перевернуть ноты и прочитать тему. Этот прием называется «ракоход». Тема идет задом наперед — подобно ракам. Подробнее на странице к дистанционному курсу.
30 Букстегуд<е> Дитрих (1637-1707) — последний из замечательных
мастеров немецкой добаховской музыки. Многое в органных произведениях
Букстегуде — в его фантазиях, токкатах и пр. — предвещает будущие достижения
И. С. Баха.
31 …на так называемую в лютеранской церкви конфирмацию. —
Конфирмацией называется особый церковный обряд у католиков и протестантов,
сопровождающий прием подростков в общину верующих.
32 …в изображении молодой девушки, нарисованной Лукою Кранахом… — В
Эрмитаже и сейчас висит портрет, выполненный кистью немецкого живописца
Лукаса Кранаха-старшего (1472-1553), на котором изображена принцесса из
Саксонского дома.
33 Клоц — семейство немецких скрипичных мастеров XVII-XVIII вв.
34 Штейнер Якоб (1621-1683) — немецкий скрипичный мастер.
35 монохорд — до XVIII в. в Европе так назывались клавикорды, струнные
ударные клавишные музыкальные инструменты. В античности монохордом назывался
однострунный щипковый инструмент.
36 Император … был у меня… — Если искать точное историческое
соответствие, то мог иметься в виду германско-римский император Иосиф I
(1678-1711), вступивший на престол в 1705 г.
37 алкид — малая птичка, зимородок; однако было бы возможно и другое
истолкование, если бы стояло «Алкид», одно из имен мифического Геракла:
«юный великан», «юный Геркулес».
38 конхоида — сложная математическая фигура (конхоида кривой — плоская
кривая, получающаяся уменьшением или увеличением радиуса вектора каждой
точки кривой на одну и ту же величину).
39 партиция, или партита — род вариаций на хоральную мелодию для
органа.
40 Я тебе выхлопотал место придворного скрипача в Веймаре… — Как и в
других местах новеллы, вымысел здесь (роль Албрехта в жизни Баха) свободно
переплетается с достоверными фактами. Исторически достоверным фактом
является то, что Бах действительно жил в Веймаре с 1708 по 1717 г., исполняя
должность придворного музыканта, гоф-органиста, помощника капельмейстера и
т. д.
41 Рейнкен Иоганн-Адам (1623-1722) — немецкий композитор и органист. С
1654 г. и до смерти занимал должность органиста в церкви св. Екатерины в
Гамбурге.
42 «Магдалина! сестрица! … хочешь ли быть моею женою?» — Рассказывая
историю женитьбы Баха, Одоевский особенно заметно перемешивает вымысел с
правдой. В действительности первым браком Бах был женат в 1707 г. на своей
кузине Марии-Барбаре, дочери органиста Иоганна-Михаила Баха. После ее смерти
Бах женился вторично (1721 г.) на дочери придворного трубача Вюлькена
Анне-Магдалине. Видимо, она — хотя она и не была итальянкой по происхождению
— и послужила Одоевскому прототипом для его Магдалины.
Реальная Анна-Магдалина была одарена большой музыкальностью. Она была
ученицей мужа в игре на клавире, главной певицей в его «семейной капелле»,
переписчицей нот для мужа (Бах страдал плохим зрением). Их брак был
счастливым.
43 Тальма Франсуа-Жозеф (1763-1826) — французский актер-трагик,
представитель классицизма в сценическом искусстве.
44 Motetto, или мотет — жанр старинной вокальной многоголосой музыки на
латинский текст.
45 …толковали, как Маршанд… испугался и уехал из Дрездена в самый
день концерта… — В 1717 г. придворными кругами в Дрездене было задумано
состязание между находившимся там французским органистом Жаном Луи Маршаном
(1669-1732) и специально туда вызванным Бахом. Накануне состязания было
устроено предварительное знакомство Маршана и Баха. Бах играл на клавире.
Его игра произвела на Маршана столь сильное впечатление, что на другой день
он покинул Дрезден, так и не явившись на публичное состязание.
46 аббат Олива — лицо вымышленное.
47 Чести Марк Антонио (1623-1669)-итальянский оперный композитор.
48 Кариссими Якоб (1604-1674) — итальянский композитор,
усовершенствовавший речитатив и форму кантаты.
49 Кавалли Франческо (1602-1676) — композитор, один из создателей
итальянской оперной школы, первым применивший к музыкально-сценическому
произведению название опера.
50 …как дельфийская жрица на треножнике… — Жрицы при храме Аполлона
в Дельфах были прорицательницами и изрекали вопрошавшим ответы в состоянии
экстаза, сидя на золотом треножнике.
51 …которой впоследствии воспользовался Гуммелъ… — Имеется в виду
тема баховской фуги cis-dur, которой воспользовался немецкий композитор Ян
Непомук Гуммель (1778-1837) в своем ноктюрне F-dur. Этот ноктюрн затем
обработал (в 1854 г.) близко знавший Гуммеля М. Глинка. В обработке Глинки
произведение получило название: «В память дружбы — ноктюрн Гуммеля».
52 Passion’s-Musik — или Страсти — относятся к величайшим созданиям
Баха. Они представляют собой вокально-драматические произведения, близкие по
типу к ораториям, воспроизводящие музыкальными средствами евангельские
сюжеты о страданиях Христа. Хотя Страсти относятся к жанру духовной музыки,
это не мешает им иметь многие характерные признаки светской, притом народной
музыкальной драмы. Особенной известностью пользуются «Страсти по Матфею»
Баха (1729).
53 …когда Магдалина была уже на смертной постели. — еще одно
проявление свободной поэтики Одоевского. В действительности жена Баха
пережила его на 10 лет и умерла 27 февраля 1760 г.
Уведомление: Биография И.С.Баха 1ч. | Музыкальные ступеньки
Уведомление: Канон | Музыкальные ступеньки