В каком возрасте лучше начинать заниматься музыкой?

Чаще всего этот вопрос встает в связи с поступлением в музыкальную школу, а значит, речь идет о возрасте 5-6 лет. Но в этом возрасте драгоценное время, к сожалению, уже упущено.  Тот материал, с которого принято начинать занятия, уже слишком прост по содержанию для такого «взрослого» ребенка.  Техническая же сторона напротив, слишком сложна.  И ребенок  быстро теряет интерес к занятиям.  А принуждение вырабатывает стойкое отторжение к музыке вообще.  При занятиях в раннем возрасте элементарные музыкальные интонации адекватны элементарной речевой готовности. От 2-х до 5-ти обучение в игровой форме не воспринимается как обязанность. Ведь постижение музыкальной науки сопоставимо с изучением иностранного языка, и значит, если нам удастся начать рано, то музыкальный язык будет восприниматься как родной, а не как иностранный.

Еще один вопрос, который встает перед родителями: когда знакомить с шедеврами мирового искусства? Нередко мы считаем, что маленький ребенок не способен понять  произведения Баха или Леонардо да Винчи. Однако, такая позиция в корне не верна. Произведения искусства воздействуют непосредственно на душу и сердце, минуя разум. И как ни странно, многим взрослым порой бывает сложнее воспринять современное искусство, которое на детей неизменно производит сильный эффект.

Учебная программа, предложенная в клубе для групп от 1 до 3, и от 3 до 5 лет  составлена как увлекательное путешествие в мир музыкальных инструментов.

Героем каждого урока станет какой-либо музыкальный инструмент, например, скрипка или гитара. Инструмент разговаривает с ребенком на своем языке – звуками. И от того КАК ребенок к нему прикоснется, будет зависеть результат – состоится разговор или нет, будет ли этот разговор «теплым» или «жестким». А главное, что есть возможность научиться изменять «тональность» разговора. И эти навыки, безусловно,  будут транслироваться на установление  контакта  с родителями и сверстниками.  Так происходит «настройка»  общения, и здесь не приходиться объяснять, что инструмент отвечает тем же – ведь это и так слышно.

Итак, герой урока ведет ребенка за собой в свой мир, в котором пространство и время расширенны от эпохи Барокко и до Неоклассицизма. Мир, в котором соседствуют Бах и Шостакович, Босх и Кандинский, пересекаются симфоническая музыка и живопись, балет и литература, джаз и хоровое пение. «Посвящение» ребенка в этот безграничный мир делает его собственный мир ярче и богаче.

А чтобы малыш не заблудился, практическое освоение этого пространства обязательно связано с конкретными действиями. Для этого, на уроке наряду с музыкальными инструментами используется и спортивное оборудование, которое служит «строительным» материалом.

Линейки нотного стана из канатов, клавиатура рояля из кубиков становятся ближе и понятнее, если по ним потопать или попрыгать. А если прыгать не просто так, а исполнив мелодию Токкаты Баха, то и Бах становиться гораздо ближе и понятнее. Изучая с ребенком различные интерпретации, в том числе и современных исполнителей, мы стираем временной барьер и  искусство классиков обретает знакомые интонации.

На уроках используются традиционные для детского художественного творчества  материалы: краски, пластилин, цветной песок, подчиняясь музыкальным темам, превращаются в струны для скрипки или ноты для нотоносца. Результат  каждого занятия закреплен в поделке, сделанной руками  ребенка на  заданную музыкальную тему.

автор статьи: выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории, лауреат международного конкурса, Мария Студеновская
при публикации статьи указывайте ссылку на сайт оригинала

Запись опубликована в рубрике Раннее развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.