Музыкальная терапия для детей

«Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкальная терапия применялась в Древнем Египте и Древней Индии. Античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх писали о целебной силе музыкального воздействия. «Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души». (по материалам Википедии).
В наше время метод музыкальной терапии используется во многих западных медицинских учреждениях. Вот несколько примеров.

Музыкальная терапия для новорожденных

«В словацкой больнице Кошице-Шаца, чтобы помочь набрать вес новорожденным, используют музыкальную терапию, при этом, как утверждают доктора, у родившихся детей снижаются стрессы, они становятся спокойнее, чтобы лучше спать.
Детей начинают знакомить с классической музыкой вскоре после рождения, в то время пока они находятся без матери, пока не услышат ее голос или сердцебиение. Врачи считают, что для здоровья и развития мозга младенцам больше подходят произведения Моцарта или Вивальди.
В нашем родильном отделении, говорит доктор Славка Вирагова, – для музыкальной терапии мы используем и наушники и динамики. Как правило, продолжительность действия музыкальной терапии не более 15 до 20 минут, 5 раз в день. Не только матери, но и сотрудники нашего отделения очень позитивно относятся к музыкальным процедурам, как к средству для успокоения. И по опыту, могу сказать, что многие матери продолжают давать детям слушать музыку уже дома, поскольку для ребенка очень важен спокойный сон».

«Среди жалоб у детей боли в животе занимают лидирующее место. Абдоминальный болевой синдром сопровождает десятки самых непохожих друг на друга болезней, от банального переедания до тяжелых инфекций. Но оказывается, малыши могут самостоятельно избавлять себя от страданий — для этого ребенку понадобится лишь хорошее воображение.

Дети с функциональными болями в животе, в лечении которых использовался экспериментальный сочетанный метод, включающий традиционную терапию и прослушивание позитивных аудиозаписей, справляются со своей проблемой значительно быстрее. К подобным выводам пришли ученые из американского университета Северной Каролины (University of North Carolina) и Медицинского центра университета Дьюк (Duke University Medical Center). Исследованиями руководила Миранда ван Тильбург (Miranda van Tilburg), доцент кафедры гастроэнтерологии и гепатологии: «Наши опыты демонстрируют, что дети, к которым в сочетании со стандартным лечением применяется аудиотерапия, имеют гораздо лучшие результаты. Метод эффективный, да к тому же еще и дешевый».

Врачи из Северной Каролины в своем эксперименте использовали специальные успокаивающие и расслабляющие аудиозаписи, прослушивание которых предваряли короткие пояснительные беседы с детьми. Восьминедельный курс состоял из 20?минутных занятий дважды в неделю и коротких 10?минутных ежедневных прослушиваний. В группе, к которой применялось аудиолечение, 73,3% пациентов к концу курса сообщили, что их боль в животе уменьшилась как минимум наполовину. Кроме того, у 63% детей и через шесть месяцев сохранился эффект от лечения и улучшение состояния.

Ученые объясняют механизмы действия комплексного метода двойным эффектом: во-первых, при прослушивании успокаивающих записей у ребенка снижается уровень тревожности, уменьшается психоэмоциональное напряжение и купируется негативный психосоматический посыл, а во-вторых, музыка способна оказывать и непосредственное воздействие на болевые реакции со стороны мозга. Кстати, наибольшим анальгетическим эффектом, согласно данным Музыкально-терапевтического общества Швеции, работающего уже 30 лет, обладает духовная, религиозная музыка».

Текст: Александр Минаев

15.10.2009

Источник: Infox.ru

Сегодня о музыкальной терапии можно прочитать в журнале МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ который публикуется на сайте Здоровье — Музыка — Психология. Один из авторов, публикуемых в журнале — В.М. Элькин. Метод музыкальный цветотерапии практикуемый Элькиным пользуется большой популярностью у нас в Петербурге. Тренинги В.М. Элькина уже много лет проходят на базе Института практической психологии «Иматон», учрежденного Институтом психологии Российской академии наук и Государственным предприятием «Иматон» (Госстандарт России). Книги можно купить в интернет магазинах. Однако, летом 2007 года была размещена дискуссия на Форуме «Вопросы посетителей» сайта «Служба практической психологии в образовании» МО РФ: «Нарушение В.М.Элькиным авторских прав И.М.Мирошник и Е.В. Гаврилина».

Попробуем разобраться в предмете спора.

«В диссертации И.М.Мирошник среди методов исследования цветоэмоциональных отношений в качестве основного анализируется цветовой тест Люшера, базирующийся на универсальной связи цвета с различными физиологическими и психологическими состояниями человека (Диссертация И.М.Мирошник , с.57-59)».
Методика звуко-цветовой симультанности (ЗЦС) , предложенная Ириной Мирошник в 1983 году для оценки эмоционального характера музыки состоит в следующем: разложите перед собой разноцветные карточки (набор основных спектральных цветов или набор Люшера) и послушайте музыкальное произведение. А теперь выберите карточку того цвета каким Вы нарисовали бы эту музыку. Уберите эту карточку. Повторите процедуру на оставшихся цветах. И так до тех пор, пока Вы не используете весь цветовой ряд».

Этот же тест применяет в своей работе В.М. Элькин, но совершенно в иной форме.
Если вы придете на сеанс музыкальной терапии к В.М. Элькину, вам предложат сначала пройти тест Люшера, а затем прослушать музыкальную программу, составленную в соответствии с его результатом. Предполагается, что результатом работы будет коррекция вашего психоэмоционального состояния.

Оба автора используют в своей практике цветовой тест Люшера, но по разному применяют его результаты. По методике Мирошник сам цветовыбор корректируется звучащей в процессе музыкой. Обвинение в нарушении авторских прав, возможно, справедливо в отношении использования теста Люшера. Но здесь защищать надо уже не Мирошник, а Люшера.

«Камнем преткновения» стал выбор соответствия цветов и тональностей. Этот вопрос уже давно вызывал множество споров, и, пожалуй никогда не будет решен однозначно. Однако, не стоит совсем отказываться от попыток дальнейшего поиска. Тем более, что в этом вопросе возраст играет определяющею роль. Процитирую выводы, опубликованные в Автореферате диссертации И.М.Мирошник:

1. В результате экспериментального исследования установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникшим эмоциональным состоянием.
2. Развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, экспериментально регистрируемой в изменении способности звуко-цветового симультанирования (ЗЦС): в возрасте от 4 до 8 лет наблюдается повышение показателей адекватности процесса звуко-цветового симультанирования, затем, в период 9-11 лет, происходит постепенное снижение этих показателей до уровня, более низкого, чем исходный (т.е. регистрируемый в возрасте четырех лет).
3. В процессе проведения формирующего эксперимента установлено, что в случае ослабления непосредственно-эмоциональной активности восприятия, введение цветового образа, соответствующего характеру заданного фрагмента, позволяет воссоздать адекватное эмоциональное отношение. При этом не эмоциональное отношение опосредствует цветовосприятие музыкальной композиции, а, напротив, цветовое решение как опосредствующее звено, позволяет воссоздать адекватное эмоциональное состояние. Таким образом, цветовая индикация может выполнять функцию «катализатора» адекватной эмоционально-эстетической реакции в процессе музыкального обучения.
4. Обучение в детской музыкальной школе в общем случае незначительно изменяет возрастную динамику звуко-цветового симультанирования, несколько увеличивая период возрастания адекватности ЗЦС до возраста девяти-десяти лет. Однако в критическом для данного феномена возрастном диапазоне (10-12 лет для ДМШ) наблюдается значительный разброс показателей адекватности ЗЦС для групп учащихся разных педагогов. Таким образом, фактором сохранения способности ЗЦС выступает различное индивидуально-специфическое влияние педагогов.
5. Анализ экспериментальных результатов позволил выделить четыре группы педагогов по степени и характеру их индивидуально-специфического влияния на естественную возрастную динамику непосредственно-эмоциональной активности и творческого воображения у детей, объективируемых в способности ЗЦС. Педагоги первой и второй групп позитивно изменяют естественную возрастную динамику ЗЦС, в результате чего в критический период 10-12 лет происходит лишь незначительное понижение показателей адекватности звуко-цветового симультанирования, что позволяет говорить о «компенсирующей» функции персонализированного воздействия педагогов первой и второй групп. Педагоги третьей группы не оказывают существенного влияния на естественную возрастную динамику. Педагоги четвертой группы, не использующие творческие методы формирования эмоционально-образного восприятия музыки у детей, могут «блокировать» непосредственно-эмоциональную активность ребенка и, как следствие, возможно ухудшение естественной возрастной динамики ЗЦС.
На основе экспериментального исследования феномена звуко-цветового симультанирования разработана методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в процессе музыкального обучения, апробация которой в детских музыкальных школах на занятиях по предмету «музыкальная литература» подтвердила возможность ее применения как эффективного средства развития эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей.

Возможно, именно поэтому музыкальная терапия особенно эффективна применительно к детям.
На мой взгляд, имеет смысл соединить находки сделанные Мирошник и Элькиным. Применять методику Мирошник с целью стимуляции развития детей. В качестве же стимулов использовать шедевры искусств(арттерапия шедеврами искусства). Моя методика, частично размещенная на страницах моего сайта, позволяет провести сеанс музыкальной терапии незаметно для самого ребенка. Ведь выводы и коррекцию проводят учитель вместе с родителем, а от ребенка требуется только непосредственная реакция.

© Мария Студеновская, 2010-2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Запись опубликована в рубрике Воспитание личности, Музыкальная терапия, Новости, Раннее развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.