28 мая 16.00 (суббота) В соборе Петра и Павла солистами Санкт-Петербургского оперного театра детей им. Г. Вишневской будет представлен вокальный вечер в котором прозвучат сочинения Русских и зарубежных композиторов. А также будет исполнен фрагмент оперы «Гензель и Гретель» на музыку Энгельберта Хумпердинка по сказке братьев Гримм.
В субботу 28 мая днем на занятии «Музыкальные ступеньки» мы будем готовиться к концерту на материале сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель».
Заблудившись в дремучем лесу, Гензель и его сестра Гретель всю ночь искали путь домой. Под утро они вышли на полянку, где стоял удивительный домик — из ржаного хлеба с крышей из пряников и сахарными окнами. Хозяйка домика, добрая старушка, охотно приглашает детей к себе. Гензель и Гретель не знают, что на самом деле она — злая ведьма…
«Подойдя к домику поближе, они увидели, что он весь из хлеба построен и пряниками покрыт, да окошки-то у него были из чистого сахара. «Вот мы за него и примемся, — сказал Гензель, — и покушаем. Я вот съем кусок крыши, а ты, Гретель, можешь себе от окошка кусок отломить — оно, небось, сладкое»… Гензель, которому крыша пришлась очень по вкусу, отломил себе порядочный кусок от нее, а Гретель высадила себе целую круглую оконницу, тут же присела и лакомилась на досуге — и вдруг распахнулась настежь дверь в домике, и старая-престарая старуха вышла из него, опираясь на костыль.»
Якоб и Вильгельм Гримм
«Гензель и Гретель»
Дирижёр-постановщик Большого театра Михаил ГРАНОВСКИЙ рассказал о работе над этой оперой:
— Это постромантическая опера, написанная в немецкой музыкальной традиции, с роскошным, поистине вагнеровским оркестром — многоплановым, многожанровым. Здесь звучат и молитва, и отголоски немецких фольклорных мелодий, возникают аллюзии с музыкой Рихарда ВАГНЕРА, Густава МАЛЕРА, Рихарда ШТРАУСА. Опера Хумпердинка очень живописна. В ней есть дуновение ветра, пение птиц, поступь феи, полёт ведьмы…
Многие годы существует традиция исполнять эту оперу на Рождество как развлечение для малышей, хотя не совсем ясно, почему сказка, действие которой происходит летом, считается такой уж подходящей для зимнего праздника. Трудно представить себе, что малыши в состоянии оценить или полюбить искусную, но все же довольно тяжеловесную оркестровку этой оперы, сделанную в вагнеровском духе, как, впрочем, и многие другие сложности оперы. Однако привычка ставить и слушать ее существует уже так долго, и так много поколений взрослых прожило жизнь с уверенностью, что они любили эту оперу, еще будучи детьми, что только в Соединенных Штатах можно констатировать некоторый спад интереса к ней; в Европе же она по-прежнему очень популярна. В Америке — лучше это или хуже — дети выражают свое мнение более свободно, чем в других странах, и в Рождество по общему согласию (которое, правда, никогда не было предметом научного анализа) пальма первенства теперь отдается опере Джан-Карло Менотти «Амал и ночные гости». Ее сюжет более подходящ для празднования Рождества, к тому же она значительно короче, и на ней можно не засиживаться.
Тем не менее «Гензель и Гретель» — это замечательная партитура. Использование в ней подлинных народных детских песен в первом действии, музыка «Молитвы», как она звучит во втором действии, «Скачка ведьмы» и несколько других музыкальных эпизодов — все это стало достоянием нашей культуры. И вполне заслуженно! Можно лишь благодарить судьбу, что Хумпердинк ограничил себя в сочинении других композиций и уделил время — что поначалу было для него второстепенным занятием, сочинению музыки для детской пьесы, которую написала его сестра Адельгейда Вётте для исполнения в кругу семьи.